КазахстанНовости

В Мажилисе презентованы поправки в Налоговый кодекс и по легализации имущества

Министр национальной экономики и министр финансов презентовали в Мажилисе пакет новых законопроектов.


Законопроектами предусмотрен ряд поправок по налоговой политике:

  • Введение особого порядка налогообложения для морских судов, зарегистрированных в международном судовом реестре Республики Казахстан и осуществляющих деятельность по перевозке международных грузов (ст.135-4).
  • Освобождение от налогообложения микрофинансовых организаций, которыми производится списание (прощение) проблемной задолженности по социально-уязвимым слоям населения, являющихся инвалидами или в силу определенных причин, попавших в тяжелую жизненную ситуацию (пп.29 п.3 ст.155).
  • Освобождение банков второго уровня с 1 января 2015 года по 1 июля 2016 года от уплаты индивидуального подоходного налога при прощении долгов, подпадающих под Программу Национального Банка Республики Казахстан по рефинансированию ипотечных жилищных займов/ипотечных займов на сумму 131 млрд. тенге. Норма предлагается для проблем ипотечных заемщиков и оказания помощи категории социально уязвимых слоев населения, а также оздоровления банковской системы.
  • Увеличение необлагаемого дохода при уплате ИПН с 55 до 75 МЗП (с 1 175 020 тенге до 1 602 300 тенге) (пп.13 и 13-2) п.1 ст.156). Норма разработана для поддержки уязвимых слоев населения, инвалидов, родителей детей инвалидов. Кроме того, норма предусматривает определения льготы для одного из родителей, опекунов, попечителей лица, имеющего категорию “ребенок-инвалид” или “инвалид с детства” при наличии нескольких таких лиц.).
  • Освобождение от КПН дохода от аэропортовской деятельности и дохода от технического обслуживания, связанного с авиаперевозками (пп. 4 п. 1 ст. 192). 28 августа 2012 года было открыто направление Алматы-Гонконг. Например, между Казахстаном и Гонконгом отсутствует конвенция об избежании двойного налогообложения, и учитывая, что Гонконг является страной с льготным налогообложением, казахстанские авиакомпании вынуждены нести дополнительную налоговую нагрузку в виде корпоративного подоходного налога у источника выплаты в размере 20%, “удерживаемого” с дохода, выплачиваемого компаниям, зарегистрированным в Гонконге, независимо от вида доходов. Таким образом, авиакомпании РК вынуждены уплачивать налоги из собственных средств, что приводит к увеличению эффективной ставки КПН.
  • Освобождение от обложения косвенными налогами товаров, ввозимых физическими лицами не в целях предпринимательской деятельности (ст. 231). В целях приведения в соответствие с Договором об ЕАЭС от 29 мая 2014 года предлагаются нормы по освобождению от косвенных налогов товаров, ввозимых физическими лицами не в целях предпринимательской деятельности (по автомашинам и товарам народного потребления).
  • Регламентация порядка установления размера подписного бонуса для контрактов по минеральному сырью, общераспространенным полезным ископаемым, подземным водам и лечебным грязям – в минимальных размерах, для соответствующих видов полезных ископаемых при расширении контрактной территории (ст. 314).
  • Предоставление льгот по налогу на транспортные средства по автомашинам общественных объединений по одному легковому автотранспортному средству с объемом двигателя до 3 000 куб. см. и одному автобусу (пп.3-1 п.3 ст.365). Дл оказания социальной поддержки предлагается предоставление льгот по налогу на транспортные средства по автомашинам общественных объединений инвалидов и юридических лиц, единственными учредителями которых являются общественные объединения инвалидов.
  •  улучшения положений при выполнении обязательств по ликвидации магистральных трубопроводов предлагается норма, согласно которой в случае ликвидации магистрального трубопровода, оценка обязательств не включается в балансовую стоимость объектов налогообложения при ведении отдельного учета стоимости таких обязательств (п. 2 ст. 397).
    Норма, предусматривается  снижения ставки налога на имущество по инфраструктуре региональных аэропортов (за исключением аэропортов Астаны и Алматы) с 1,5% до 0,1% (пп. 9 ст. 398).
  • В целях поддержки и развития крестьянских и фермерских хозяйств, осуществляющих деятельность на основе уплаты единого земельного налога, предлагается увеличение предельных размеров совокупной площади земельных участков сельскохозяйственного назначения (п.1-1 ст.439). Данная норма устанавливает предельные размеры совокупной площади земельных участков сельскохозяйственного назначения (пастбищ) для применения ЕЗН крестьянскими или фермерскими хозяйствами занимающихся отгонным животноводством на землях пустынных, полупустынных и предгорно-пустынно-степных почвенно-климатических зон. В целях развития отгонного животноводства на таких землях предел увеличен с 1 500 га до 5 000 га.
  • В целях создания равных условий в налогообложении для КФХ, перешедших на общеустановленный порядок, в связи с установлением ограничений по применению СНР на основе уплаты ЕЗН, с юридическими лицами – СХТП предлагается распространить 70% льготу, предусмотренную главой 63 Налогового кодекса, как на юридических лиц, так и на КФХ (Глава 63 (ст. 439, 448-451)). Данная поправка принимается в целях поддержки и развития субъектов агропромышленного комплекса. При превышении пределов по земельным участкам КХ перешедшие на общеустановленный режим имеют право применять для налогообложения специальный налоговый режим для сельхозтоваропроизводителей юридических лиц.
  • Стимулирование субъектов малого бизнеса в сфере гражданской авиации, развития региональной инфраструктуры малой авиации. Предлагается исключение ряда сборов, а также снижение ставок сборов и за сертификацию в сфере авиации. Действующие ставки сборов являются одним из главных сдерживающих факторов развития малого среднего бизнеса авиационного кластера.
  • Дл экономической эффективности развития и поддержки отраслей экономики при вступлении в ВТО предлагаются нормы по продлению сроков действия норм до 2022 года, согласно которым уплата налога на добавленную стоимость при импорте товаров производится методом зачета.
  • Распространение на 2010 год норму по учету курсовой разницы в целях налогообложения. Поправка предлагается в целях исключения различного толкования, единообразного применения нормы, предусматривающей пересчет операции в иностранной валюте в целях налогообложения в национальную валюту – тенге с применением рыночного курса обмена валют на дату совершения операции (платежа).
  • Дл налоговой базы предлагается снижение порогового значения постановки на регистрационный учет по НДС с 59,4 млн. тенге до 6,4 млн. тенге. По данным отчета экспертов Всемирного Банка в таких странах как Швеция, Нидерланды, Германия, Бельгия, Франция, Люксембург регистрационный порог для постановки на учет по НДС не существует. В Норвегии, Дании, Финляндии пороговое значение от 6 695 евро до 8 500 евро. Таким образом, в Казахстане один из самых высоких в мире регистрационных порогов для постановки на учет по НДС.
  • Увеличение годовой платы за использование радиочастотного спектра для видов сотовой связи второго и третьего поколения и мобильной связи четвертого поколения;
    В целях поддержки малого и среднего бизнеса отменена уплата сбора за регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя и представление в регистрирующий орган документа, подтверждающего уплату в бюджет суммы такого сбора. Касательно поправок по вопросам налогового и таможенного администрирования В целях совершенствования налогового и таможенного администрирования вносятся ряд изменений и дополнений в Налоговый и Таможенный кодексы.
  • Обязательность применения электронных счетов-фактур (с 2016 года – отдельными участниками ВЭД (уполномоченные экономические операторы, владельцы СВХ и другие), с 2017 года – для всех плательщиков НДС).
  • Применение электронных сопроводительных накладных на товары (с 2016 года дополнительно вводятся при импорте алкоголя и ГСМ, а также при обороте табака, с 2017 года – на все товары).
  • Обязательность предварительного декларирования товаров при осуществлении внешнеэкономической деятельности для уполномоченных экономических операторов;
    Исключение требования предоставления документов для таможенной очистки на бумажном носителе;
  • Унификация ряда таможенных документов и процедур с налоговыми (форма предписания на проверки, актов проверок, взыскания и другие);
  • Исключение предоставления дублирующих документов, имеющихся в информационных системах (учредительные документы, сведения об открытии банковских счетов и другие).

Кроме того, законопроектом предусмотрено:

  • Установление в Налоговом кодексе формулы по определению производственной себестоимости попутного газа, добываемого при добычи нефти;
  • Установление порядка определения коэффициента баррелизации сырых нефти и нефтепродуктов;
  • Упорядочение процедур регистрации контрольно-кассовых машин, являющихся банковскими компьютерными системами;
  • Введение критериев, согласно которым импортируемые товары рассматриваются как импортируемые в целях предпринимательской деятельности. Критерий определения товаров ввозимых в целях предпринимательской деятельности определяется уполномоченным органом.

Наряду с этим, министр финансов Бахыт Султанов презентовал депутатам законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам амнистии граждан Республики Казахстан, оралманов и лиц, имеющих вид на жительство в Республике Казахстан, в связи с легализацией ими имущества».
Законопроект разработан Министерством финансов в рамках реализации поручений Главы государства о пересмотре в сторону облегчения процесса легализации имущества и обеспечения гарантий от незаконного преследования со стороны правоохранительных органов.

Законопроект предусматривает следующие основные положения:
I. В части гарантий для субъектов легализации предусматривается: первое: конкретизация и ужесточение норм уголовного законодательства вплоть до уголовной ответственности в части дополнительной защиты от неправомерных действий сотрудников правоохранительных, других государственных органов, банков и иных организаций; второе: исключение возможности использования в качестве доказательств по уголовному делу информации, полученной в ходе легализации; третье: включение в налоговое законодательство нормы о запрете представления сведений и информации о налогоплательщике, полученных органами государственных доходов в процессе проведения легализации имущества; четвертое: включение в банковское законодательство нормы о предоставлении информации о легализованных деньгах правоохранительным органам исключительно с санкции Генерального прокурора или его заместителей; пятое: введение в действие нормы о запрете конфискации легализованного имущества.

II. По легализации денег предлагается 3 опции: Зачисление на банковские счета без обязательств по их хранению, без уплаты сбора, с распоряжением по своему усмотрению без ограничений; Без зачисления на счета БВУ (“декларативная форма”) с уплатой сбора в размере 10%; Возможность инвестирования легализованных денег в МФЦА без уплаты сбора.

III. По легализации имущества предлагается: Первое: В комиссиях при акиматах оставить только легализацию недвижимого имущества, находящегося на территории РК, права на которое не оформлено.
В части же остального имущества, находящегося на территории РК (движимого, а также имущества, право на которое оформлено на субъекта легализации или на другое лицо) проводить путем представления декларации в органы государственных доходов без уплаты сбора.
По имуществу, находящемуся за пределами РК, легализация будет проводиться также путем представления декларации в органы государственных доходов с уплатой сбора в 10%.
При этом, стоимость имущества определяется субъектом легализации самостоятельно.
Кроме того, предполагается расширение перечня имущества, подлежащего легализации по имуществу, расположенному за пределами территории Республики Казахстан, которое передано в доверительное управление (траст) с уплатой 10%-го сбора.

IV. Предлагается норма по исключению двойного обложения при реализации легализованного имущества за рубежом.

V. При этом, предлагаются следующие стимулирующие меры:

1) ужесточение административного наказания за недекларирование счетов за рубежом;

2) введение дополнительного требования обязательного декларирования имущества за рубежом.
Для реализации вышеизложенных мер, как следствие, предусматривается продление срока легализации до 31 декабря 2016 года Реализация законопроекта потребует внесение изменений в 6 законодательных актов.

Принятие законопроекта будет способствовать созданию более благоприятных и привлекательных условий легализации, в том числе упрощающих процесс ее проведения, в целях активизации участия населения в данной акции.
Кроме того, законопроект позволит принять дополнительные меры для быстрого, простого и надежного возврата денег в экономику страны, улучшения процесса снижения уровня “теневой” экономики, а также дополнительных поступлений в бюджет.
По законопроекту “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам декларирования доходов и имущества физических лиц” министр финансов Бахыт Султанов пояснил: В международной практике декларирование доходов и имущества физических лиц, как инструмент налогового контроля реальных доходов населения и противодействия теневой экономике, применяется во многих странах мира (США, Канада, Германия, Франция, Швеция, Финляндия, Дания, Австралия, Чехия, Италия, Новая Зеландия, Сингапур, Швейцария, Чили, Великобритания, Бельгия, Греция, Венгрия, Польша, Португалия, Испания, Эстония, Норвегия, Нидерланды, Словения и др.).
В Республике Казахстан решено также внедрить декларирование доходов и имущества всеми физическими лицами, поскольку в настоящее время отсутствует возможность осуществления эффективного контроля за источниками происхождения доходов и имущества всех физических лиц, так как декларация о доходах и имуществе представляется только ограниченным кругом лиц.
В связи с чем, в настоящее время разработан проект Закона Республики Казахстан “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам декларирования доходов и имущества физических лиц”.
Законопроектом предусматривается поэтапное вхождение в систему декларирования доходов и имущества.

Так, на 1-ом этапе в 2017 году – декларации представят работники государственных учреждений, а также работники государственных предприятий и национальных компаний как наиболее подготовленная категория физических лиц.

2-ой этап с 2020 года затронет уже всех остальных физических лиц.
Декларацию будут представлять совершеннолетние граждане Казахстана, оралманы и лица, имеющие вид на жительство, несовершеннолетние при наличии зарегистрированного на них имущества (обязанность по представлению декларации будет возложена на законных представителей несовершеннолетних лиц), а также иностранцы при наличии имущества на территории Республики Казахстан или необложенных у источника доходов.

Вхождение в систему декларирования будет осуществляться путем представления декларации об активах и обязательствах (“входной” декларации), в которой будут отражаться сведения об имеющемся в Казахстане и за пределами имуществе, накоплениях, а также о требованиях и обязательствах физического лица.
последующем представляется декларация о доходах и имуществе физического лица (ежегодная декларация), в которой будут отражаться доходы, сведения об отчуждении или приобретении имущества, подлежащего государственной или иной регистрации (недвижимость, транспорт, ценные бумаги, доля участия и др.), расходы на приобретение такого имущества, а также источники таких расходов.
При этом, лица, не имеющие дохода либо получившие только заработную плату или пенсию, которые не являются госслужащими, депутатами, судьями, самозанятыми лицами будут представлять декларацию в упрощенном формате на 1-ом листе.
Реализация вышеуказанных поправок, по мнению разработчика законопроекта, будет способствовать осуществлению полноценного контроля в целях выявления уклонения от налогообложения и снижения размеров теневой экономики.

Показать больше

Похожие публикации

Добавить комментарий

Back to top button