АП и Минфин согласовали и внесли вчера в Госдуму на рассмотрение пакет поправок к закону №376-ФЗ о контролируемых иностранных компаниях (КИК), призванный ускорить деофшоризацию, ведь успехи ее пока более чем скромные. Об этом сообщает “КоммерсантЪ”. Среди прочего, компаниям могут разрешить вести расчет прибыли от иностранных дочерних структур по МСФО или US GAAP. Сроки безналоговой ликвидации офшоров могут продлить.
Основная идея одобренных год назад первоначальных изменений в законодательстве заключалась в том, чтобы как бы приписать прибыль от офшорных организаций их российским владельцам для последующего налогообложения в России. В зоне особого внимания законодателей находились так называемые “компании-кошельки”, куда сливаются пассивные доходы в виде процентов и дивидендов. Однако пока что добраться до налогов с этих источников российским налоговикам не очень удается: хотя до 15 июня этого года было предоставлено достаточно времени, чтобы владельцы сообщили о своем владении более чем 10% иностранной организации, число обращений оказалось явно невелико. Так, по данным главы ФНС Михаила Мишустина, озвученным в интервью “Коммерсанту” 20 ноября – всего около 7 тыс. уведомлений, тогда как реальное число компаний, на которых закон распространяется – это где-то 2/3 всех владельцев средних и крупных организаций.
Сегодняшние поправки призваны ускорить застопорившийся процесс деофшоризации. Кроме того, изменения в законе идут рука-об-руку с продлением амнистии капитала (как мы уже писали, ее могут продлить до 1 июля следующего года).
Поправки в законе исправляют многие допущенные по ходу первого принятия ошибки, на которые неоднократно указывали представители российского бизнеса, но парламентарии были непреклонны. Так, например, отменена норма о расчете прибыли контролируемой иностранной компании в соответствии с требованиями российского налогового законодательства. Это технически очень затруднительно, потому что большая часть КИК ведет отчетность по МСФО – факт, на который указывал Российский союз промышленников и предпринимателей. Скоро для расчета можно будет руководствоваться МСФО либо другой системой общепринятых бухгалтерских стандартов – например, US GAAP – но при условии прохождения внешнего независимого аудита.
Другие поправки оговаривают репатриацию активов – еще одну очень важную область. Пока что безналоговая репатриация возможна лишь при соблюдении сроков ликвидации офшорного бизнеса, однако поправки сдвигают их на конец 2017 года (а в отдельных случаях – когда, например, идет рассмотрение дел в международных судах – и на более поздние сроки).
Исправления внесены и в НК, корректируя норму, позволяющую повторно обложить налогом дивиденды контролируемой иностранной компании, если с прибыли, на которую они относятся, налог уже был уплачен.
Однако, по мнению некоторых экспертов, чтобы деофшоризация шла по-настоящему успешно, необходимы изменения в законе об амнистии капиталов, согласно которым “прощение” будет распространено не только на физические, но и на юридические лица. Например, такую идею высказал Петр Попов, представитель “Пепеляев Групп”.