В преддверии назначенной на 1 ноября встречи с ключевыми стейкхолдерами Организация экономического сотрудничества опубликовала поступившие предложения, касающиеся вопроса налогообложения цифровых экономик. 22 сентября этого года ОЭСР выпустила приглашение высказывать свои идеи относительно возможных улучшений Пункта 1 Плана BEPS (по противодействию размытию налоговой базы и перемещению прибылей). Пункт 1 как раз касается международного налогообложения в условиях экономической дигитализации.
Предыстория такова, что в сентябре, незадолго до встречи финансовых министров в Таллинне, четыре европейские страны (Германия, Франция, Италия и Испания) выступили с предложением ввести «уравнительный» налог на международные технологические компании, которые предпочитают платить налоги в юрисдикциях своей номинальной «прописки», а не там, где реализуется львиная доля их продукции.
Со своей стороны ОЭСР в октябре 2015 года уже высказывалась по поводу Пункта 1 Плана действий BEPS: в «Итоговом отчете» (он так и назывался – «Final Report») она отметила, что дигитализация экономики и некоторые бизнес-модели, возникшие вследствие этого, действительно создают трудности для международных налоговых органов. В то же время именно в том отчете была высказана другая ключевая мысль: по мнению Организации экономического сотрудничества и развития, будет очень сложно, если не сказать невозможно отделить цифровую экономику от «обычной» экономики в целях налогообложения из-за размытости самого понятия дигитализации.
Что касается налогообложения, отчет 2015 года рассматривал новое коренное понятие налогообложения – «существенное экономическое присутствие» – а также использование налога у источника доходов в случае с определенными цифровыми транзакциями и, внимание, «цифровой уравнительный сбор» («digital equalization levy»). Уж не его ли имели в виду министры европейских стран? Впрочем, ничего из этого для фактического внедрения отчет не предлагал, хотя авторы допускали, что отдельные страны могут ввести какие-то из перечисленных вариантов исключительно в качестве своих национальных мер обеспечения плана BEPS, и то при условии соблюдения всех ныне действующих международных налоговых соглашений с другими странами. Что касается решения коренной проблемы, то, по мнению ОЭСР, справиться с ней могли бы другие пункты Плана противодействия размытию налоговой базы и перемещению прибыли (например, Пункты 3, 6, 7, 8-10).
Прошло три года, и сегодня Организация экономического сотрудничества и развития возвращается к данной теме – очевидно, с учетом колоссального к ней интереса в Европе сегодня. По ходу недавних сентябрьских консультаций она попросила высказаться поконкретнее насчет этого «уравнительного сбора», а также поделиться мыслями по поводу влияния дигитализации на бизнес-модели и создание стоимости в компаниях. Консультации продолжались менее месяца и закончились 13 октября.
На прошлой неделе ОЭСР сделала достоянием общественности все полученные комментарии общим количеством 62 – это непривычном много, кстати – вместе с ответами на более ранние запросы. Поучаствовали и частный сектор, и налоговые специалисты, и профессиональные объединения, и даже представители академических кругов. 1 ноября, т.е. уже сегодня, состоится встреча в Университете Калифорнии, спикерами на которой станут избранные участники закончившихся недавно консультаций. Полагаем, к этой теме мы еще вернемся, притом не раз.
Источник: GAAP.RU