Обязан ли нотариус использовать ККМ?
начальник отдела налоговой регистрации
Налогового комитета по Ауэзовскому району г. Алматы, Казахстан
На основании статьи 546 Налогового кодекса на территории Республики Казахстан денежные расчеты, осуществляемые при торговых операциях и оказании услуг посредством наличных денег, платежных банковских карточек, чеков, производятся с обязательным применением контрольно-кассовых машин с фискальной памятью и выдачей контрольного чека.
Контрольно-кассовые машины с фискальной памятью (далее – ККМ) – электронные устройства с блоком фискальной памяти и (или) компьютерные системы, используемые для регистрации денежных расчетов при реализации товаров и оказании услуг, обеспечивающие некорректируемую ежесменную регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации.
Согласно статье 547 Налогового кодекса, при применении ККМ производится регистрация (постановка на учет, изменение регистрационных данных) ККМ в налоговых органах по месту осуществления деятельности с выдачей регистрационной карточки ККМ, а также снятие с учета. Постановка на учет ККМ производится до начала деятельности.
Согласно статье 548 Налогового кодекса, налоговые органы осуществляют контроль за соблюдением порядка применения и использования ККМ, используют данные, хранящиеся в фискальных блоках памяти ККМ, при проведении налоговых проверок по исполнению налогоплательщиком налогового обязательства по уплате налогов и других обязательных платежах в бюджет.
При проведении одной из таких проверок налогоплательщик столкнулся с фактом неправильного толкования статей по применению ККМ.
Рассмотрим следующую ситуацию. Постановлением Налогового комитета г. Алматы частный нотариус привлечен к административной ответственности за нарушение порядка применения ККМ.
Налогоплательщик сделал вывод, что статья 546 Налогового кодекса распространяется только на предпринимательскую деятельность (тогда как из смысла статьи это не вытекает), и нотариусы не регистрируются как частные предприниматели. Поэтому, не согласившись с постановлением Налогового комитета, направил иск в специализированный межрайонный административный суд г. Алматы.
После рассмотрения данного иска Генеральная прокуратура, руководствуясь статьями 672, 674 КоАП РК, вынесла определение о правомерности действий налогового органа.
Согласно абзацу 2 части 1 статьи 546 Налогового кодекса, законом предусмотрен исчерпывающий перечень лиц, на которых положение о применении ККМ не распространяется. В данный перечень частные нотариусы не входят.
На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 546 Налогового кодекса налогоплательщики, оказывающие услуги населению с выдачей квитанций и других приравненных к чекам документов строгой отчетности, освобождаются от применения ККМ только в случае, если формы выдаваемых ими квитанций утверждены уполномоченным органом.
Согласно приказу председателя НК МФ РК № 344 от 26 августа 2003 года, форма квитанции об уплате услуг частного нотариуса уполномоченным органом не утверждена.
На основании статьи 167 Налогового кодекса доходом адвокатов и частных нотариусов являются все виды доходов, полученные от осуществления адвокатской и нотариальной деятельности, включая оплату за оказание юридической помощи, нотариальных действий, а также полученные суммы возмещения расходов, связанных с защитой и представительством.
Кроме того, на основании пункта 1 статьи 168 Налогового кодекса сумма индивидуального подоходного налога по доходам адвокатов и частных нотариусов исчисляется ежемесячно путем применения ставки, установленной пунктом 1 статьи 145 Налогового кодекса (10%), к сумме полученного дохода.
Таким образом (цитируя протест Генеральной прокуратуры РК), неприменение частными нотариусами при оказании нотариальных услуг ККМ может повлечь сокрытие доходов от учета и неуплату подлинной суммы налога в бюджет.
Необходимо учесть, что на основании пункта 6 Закона РК «Об органах юстиции» от 18 марта 2002 года № 304-II контроль за качеством юридических услуг, оказываемых физическим и юридическим лицам нотариальными конторами, осуществляют органы юстиции.
В соответствии с пунктом 2 нормативного постановления Верховного суда РК «О судебной практике применения налогового законодательства» от 23 июня 2006 года № 5 при применении в целях налогообложения норм законодательства следует исходить из приоритетности норм Налогового кодекса.
Следует отметить, что на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 546 Налогового кодекса адвокаты освобождены от применения ККМ, из чего следует, что законодательством сделано разграничение между услугами, предоставляемыми адвокатами и нотариусами, в связи с чем последние не включены в перечень лиц, не применяющих ККМ в своей деятельности.
Исходя из вышеизложенных норм налогового законодательства, необходимость регистрации нотариусов ККМ является обязательной.