Какую роль сами компании играют в обеспечении надлежащего качества аудита, проводимого для них внешними проверяющими? По мнению Центра качества аудита (CAQ) – американской, напомним, организации, аффилированной с AICPA – очень даже значительную.
В этот вторник CAQ обновил свое специальное руководство по проведению оценки внешних аудиторов, чья предпоследняя версия датировалась 2017 годом. 32-страничный документ дает понять, что регулярная оценка внешних проверяющих является обязанностью аудиторских комиссий в компаниях, поскольку только так они могут дать обоснованные рекомендации совету директоров по поводу того, продолжать ли отношения с сегодняшней аудиторской компанией, или же выставляться на тендер.
Проводить такие оценки необходимо хотя бы раз в год. Они должны принимать в расчет: качество услуг и достаточность ресурсов, обеспечиваемых как инспекционной командой, так и аудиторской компанией, качество информационного обмена с внешними аудиторами, уровень аудиторской независимости, объективности и профессионального скептицизма.
По каждой из перечисленных областей руководство содержит в районе 20 вопросов, от которых следует отталкиваться. Для примера, в области коммуникаций и информационного обмена Центр качества аудита рекомендует смотреть на то, обсуждал ли внешний аудитор “щекотливые” вопросы типа отдельных нюансов менеджерской отчетности, качества внутреннего контроля за финансовой отчетностью или профессионализм финансовой команды со всей откровенностью. Также аудиторским комиссиям нужно обращать внимание, насколько быстро руководители аудиторской проверки информируют их об отсутствии необходимого сотрудничества и поддержки со стороны менеджеров компании, в том числе менеджеров из других офисов.