Совет по финансовой отчетности Великобритании (FRC) выставил на прошлой неделе на обсуждение набор важных изменений в требованиях к профессиональной этике и аудиту, руководствуясь основной целью добиться более строгих этических стандартов, необходимость чего стала очевидна по итогам последних инспекций. Помимо этого, в ответ на просьбу многих инвесторов, FRC предлагает улучшения к качеству и содержанию аудиторской отчетности – там необходимо улучшить прозрачность в отношении существенных фактов, обнаруженных в ходе аудиторской проверки.
Ключевые будущие изменения включают:
- Более четкое и более строгое проведение теста на независимость с позиции третьей стороны. Иначе говоря, с помощью этой проверки аудиторские компании смотрят, не повлияют ли предложенные ими решения на независимость с точки зрения общественности, а не другого аудитора. Британские регуляторы снабдили поправки дополнительными материалами, стимулирующими аудиторов не просто следовать “букве закона”, но и “читать между строк”, т.е. подходить к практике несколько шире
- Повышение роли партнера по вопросам этики (буквально – “Ethics Partner”) в аудиторских компаниях, чтобы те в своей работе в большей мере акцентировали внимание именно на этических вопросах в интересах общественности. При этом руководители должны будут получать отчеты по случаям, когда аудиторская компания в силу тех или иных причин не выполняет рекомендаций партнеров по вопросам профессиональной этики
- Список запрещенных неаудиторских услуг в случае с действующими аудиторами представляющих общественных интерес публичных организаций заменили на более короткий список разрешенных услуг, каждая из которых довольно близка по сути к аудиту, либо же ее требует действующее законодательство. Дополнительно просто указано, что никакие другие услуги не из этого списка оказываться не могут
- Кроме того, аудиторы компаний с биржевым листингом скоро должны будут указывать в своих аудиторских заключениях количественные рамки определения существенности, на которые они ориентировались в ходе проверки
- Также в несколько отдельных стандартов внесены корректировки, проясняющие ответственность аудитора за проверку аудируемых организаций на соответствие законам и требованиям, а также проверку на отсутствие существенных расхождений в разделе “Прочая информация”, который также включается в годовую отчетность, но при этом не относится к, собственно, подлежащей аудиту финансовой отчетности.
Совет по финансовой отчетности отмечает в пресс-релизе, что прекрасно помнит о целом ряде проведенных исследований текущего положения на британском рынке аудита, в том числе независимое исследование качества и эффективности аудита под руководством сэра Дональда Брайдона (Donald Brydon). Регуляторы пишут, что все эти предложения отнюдь не призваны предвосхитить итоги проводимых исследований – и, следовательно, определить дальнейшие направления государственной политики регулирования аудиторской деятельности. Вместо этого – пишут представители FRC – они направлены на совершенствование уже действующих ныне стандартов аудита и профессиональной этики аудиторов в свете недавнего опыта. Последний такой крупный пересмотр стандартов производился в 2016 (однако он, не можем не добавить это уже от себя, так и не предотвратил череду крупных корпоративных скандалов типа Carillion или Patisserie Valerie).
Источник: GAAP.RU