Службой экономических расследований Комитета государственных доходов МФ РК (далее – Комитет) на постоянной основе проводятся мероприятия по предупреждению и выявлению хищений бюджетных средств, в т.ч. в квазигосударственном секторе.
Так, за 8 месяцев 2018 года Комитетом окончено 597 уголовных дел по фактам хищения бюджетных средств.
Согласно действующего Уголовного кодекса Республики Казахстан оконченным хищение считается только после того, как виновный получает возможность распоряжаться похищенным имуществом, т.е. обратить его в свою пользу или пользу других лиц. До этого момента имеет место покушение на хищение.
Хищение государственных средств может осуществляться в различных формах: хищение путем присвоения или растраты (ст.189 УК РК), мошенничества (ст.190 УК РК), незаконного получения и нецелевого использования кредита (ст.219 УК РК).
При этом, хищение бюджетных средств можно условно разделить на 3 основные категории:
1) при реализации инвестиционных проектов;
2) при выдаче кредитов;
3) при осуществлении государственных закупок.
Как показывает практика, наиболее распространенными приемами хищения государственных средств являются:
– существенное завышение стоимости проекта;
– включение в акты приема-передач работ, которые фактически не осуществлялись;
– выдача кредитов по льготной ставке лицам;
– мошенничество с субсидиями и кредитами путем подделки документов и отчетности;
– закупка товаров, работ и услуг осуществляется по заранее оговоренным, как правило, завышенным ценам через ряд лжепредприятий;
– победителями закупок выступают заранее определенные физические и юридические лица.
Движущей силой преступлений, связанных с хищением государственных средств, зачастую является коррупционная составляющая, присущая большинству противоправных деяний экономической направленности. Это объясняется тем, что такие хищения совершаются, как правило, под видом или в процессе осуществления законных хозяйственных операций. В свою очередь совершить такие операции или дать распоряжение на их совершение могут только лица, наделенные определенными должностными полномочиями.
Вместе с тем, на хищение бюджетных средств оказывает влияние обстановки, то есть факторы, способствующие преступной деятельности, такие как запущенный бухгалтерский учет, отсутствие соответствующих специалистов в государственных органах и т.д.
Одним из примеров может служить состоявшийся приговор Сарыаркинского районного суда №2 г.Астана от 28.05.2018г. в отношении ИП Ашикбаева Е., работника РГП “Республиканская ветеринарная лаборатория” (далее – РГП) Есенкулова Е.К., граждан РК Нуралиева С. и Янсыбаевой Т. по факту мошенничества при государственных закупках компьютеров и комплектующих в сумме 138 млн.тг. предназначенных для РГП, и в отношении главного бухгалтера РГП Прашиной-Здоровец О.Е. по факту халатности.
Согласно договора о государственных закупках ИП Ашикбаев Е. должна была поставить в РГП 582 компьютера, однако получив полную оплату условия договора не исполнила, что выразилось в не поставке 25 компьютеров, 150 поставлено с пустыми системными блоками, 19 в нерабочем состоянии и 36 компьютеров в некомплектом состоянии и не пригодные к работе, что повлекло за собой причинение ущерба государству в лице РГП на сумму 59 726 844,89 тенге.
Совершению хищению бюджетных средств при государственных закупках способствовали работники РГП Есенкулов Е. отвечавший за приемку компьютеров и главный бухгалтер РГП Прашина-Здоровец О.
В общей сложности Ашикбаев Е., Нуралиев С., Янсыбаева Т. и Есенкулов Е. осуждены к различным срокам лишения свободы.
Таким образом, в предотвращении преступления особую роль играет самосознание каждого гражданина нашей страны, выработавшего в себе непринятие в какой либо то форме фактов хищения бюджетных средств, тех средств, который сдает каждый гражданин в виде налогов и которые идут на обеспечение социальной стабильности страны.