27 декабря 2018 года Глава государства подписал закон “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам государственных закупок и закупок квазигосударственного сектора”.
Как отметил на брифинге в Минфине директор департамента законодательства госзакупок Минфина Сабит Ахметов, поправки направлены на совершенствование госзакупок и законодательное регулирование закупок квазигоссектора.
По словам С.Ахметова, закон позволит решить три главные проблемы: чрезмерная зарегламентированность закупок, низкая квалификация участников закупок и большая доля закупок из одного источника.
Как считает глава департамента, необходимо упрощение госзакупок.
“Первое – увеличивается пороговая сумма закупок из одного источника со 100 МРП до 500 МРП (с 240 500тг. до 1 202 500тг.).
Это позволит упростить процедуры по малозначительным закупкам.
В основном, эта норма коснется заказчиков с небольшими бюджетами. Это детские сады, школы, поликлиники, больницы, дома культуры, интернаты, дома престарелых, – пояснил он. – В рамках введения четвертого уровня бюджета для сельских акиматов данный порог увеличивается до 3-х тыс. МРП (6 807 000 тг.). Для сельских акиматов данная норма будет действовать до 2021 года, на период формирования навыков работников сельских акиматов по проведению госзакупок”.
Второе – в закупках способом запроса ценовых предложений (в закупках до 1 000 МРП или до 2 405 000тг) заказчикам дается право указывать в документации на фирменные наименования товаров. Это позволит закупать более качественные товары.
“Это обосновано тем, что сейчас в закупках способом запроса ценовых предложений имеется большая проблема поставки некачественных товаров, как правило, это контрафактная продукция. Такая продукция в целом соответствует техническим характеристикам, указанным в технической спецификации. Однако, после приемки товаров и его эксплуатации они выходят из строя”, – объяснил представитель Минфина.
Третье – законом предусматривается совершенствование системы централизованных закупок.
По словам С.Ахметова, централизованные закупочные органы будут функционировать на республиканском, областном и районном уровне на базе действующих единых организаторов.
“Сейчас каждый областной и районный акимат утверждает свой Перечень товаров, работ и услуг, закупаемых через единых организаторов.
В целях единообразного подхода теперь закупки Единых организаторов будут определяться Минфином. Тем самым будут четко разграничены закупки централизованных служб”, – отметил Сабит Ахметов.
Кроме того, в рамках централизованных государственных закупок предусмотрены нормы, позволяющие объединять мелкие закупки в один крупный лот. Это позволит стандартизировать закупки и загружать производственные мощности бизнеса на большие объемы.
Теперь централизованные закупочные органы будут закупать не по-отдельности для одного заказчика, а сразу для нескольких заказчиков путем консолидации их потребностей.
Преимуществами такого подхода являются достижение лучшей цены и качества за счет большого объема закупок, возможности заключения сделок напрямую с производителями, сокращение расходов на проведение процедур закупок, стандартизации приобретаемых товаров, работ, услуг.
Касательно повышения квалификации и ответственности участников системы госзакупок директор департамента Минфина отметил ряд моментов.
Первое – устанавливается новое квалификационное требование в виде финансовой устойчивости потенциального поставщика.
Оно будет определяться по таким параметрам, как уплаченные налоги, наличие оборотных и основных средств, фонд оплаты труда.
Данная информация будет извлекаться автоматически из информационных систем Комитета государственных доходов.
Это также позволит повысить поступление налогов.
Второе – решается вопрос демпинга. Теперь дается четкое понятие “демпинговая цена” и ее недопущение.
Сейчас есть проблемы, когда участники закупок в погоне за контрактами необоснованно снижают цены (“демпенгуют”), что влечет ненадлежащее исполнение договорных обязательств.
Третье – в настоящее время появилась целая когорта “профессиональных жалобщиков”, “троллей”, для которых обжалование стало инструментом незаконной выгоды от срыва госзакупок.
Как правило, такие “профессиональные жалобщики” без намерения участия в закупках подают заявки в целях получения доступа к информации других участников в рамках взаимного просмотра.
Для исключения таких ситуаций предлагается:
1) запретить потенциальным поставщикам, не внесшим обеспечение конкурсной заявки, просмотр документов других участников.
2) не рассматривать жалобы потенциальных поставщиков, не принимавших участие в предварительном обсуждении конкурсной документации;
3) не приостанавливать срок заключения договора по жалобам третьих лиц (не принимавших участие в закупках).
Четвертое – устанавливается платность услуг использования (доступа) веб-портала государственных закупок.
Одним из важных моментов С.Ахметов считает сокращение закупок из одного источника и снижения коррупции.
Первое – из 53 оснований закупок из одного источника исключаются 5 случаев:
1) приобретения права природопользования;
2) приобретения ценных бумаг, доли в уставном капитале юридических лиц;
3) приобретения для осуществления монетарной деятельности, а также по управлению Национальным фондом РК и пенсионными активами;
4) приобретения товаров, работ, услуг, осуществляемого в соответствии с международными договорами РК, по перечню, утвержденному Правительством РК, а также в рамках реализации инвестиционных проектов, финансируемых международными организациями, членом которых является Республика Казахстан;
5) приобретения услуг по проведению технического и авторского надзора за проведением работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народа Республики Казахстан.
Второе – устанавливается обязанность заказчиков проводить повторные закупки в случае признания их несостоявшимся.
Это позволит сократить закупки из одного источника.
Третье – устанавливается запрет на привлечение субподрядчиков предприятиями “Енбек” уголовно-исполнительной системы МВД РК в рамках закупок из одного источника.
Это обусловлено тем, что предприятия Енбек получая напрямую госзаказ, вместо трудоустройства осужденных передавали все объемы на субподряд.
Четвертое – устанавливается административная ответственность членов конкурсной комиссии за несвоевременное рассмотрение заявок участников конкурса.
В рамках поручения Главы государства и депутатских запросов по закупкам квазигоссектора законом предлагается следующее:
Первое – установление административной ответственности работников квазигоссектора за нарушения правил закупок;
Второе – перевод всех закупок квазигоссектора на электронный формат;
Третье – утверждение Министерством финансов единых правил закупок субъектов квазигоссектора, за исключением Фонда Самрук-Казына.
При этом Правила Самрук-Казына будут утверждаться решением Совета директоров Фонда по согласованию с Министерством финансов.