Этот вывод напрашивается в результате последних поправок в Закон РК «Об аудиторской деятельности», внесенных Законом РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 13 мая 2020 года № 325-VІ.
Эти поправки настолько нелогичны и неграмотны с юридической точки зрения, что вновь возникают вопросы к компетенции сотрудников профильного департамента МФ РК.
Внесенные в закон об аудите поправки, к слову, не имеют никакого отношения к противодействию легализации доходов.
- Например, Кодексом этики теперь является свод этических правил профессиональной деятельности аудиторов, аудиторских и профессиональных организаций, изданных Международной федерацией бухгалтеров и применяемых в Республике Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.
О чем говорит это нововведение? Если раньше кодекс этики утверждался профессиональными организациями, и именно ими осуществлялся контроль за его соблюдением, то теперь они освобождены от этого.
Применение Кодекса этики законами тоже никак не определяется. Не определена законодательством дата начала применения Кодекса этики и кто должен отслеживать соблюдение аудиторами положений кодекса. Как итог – этические требования теперь пустая формальность.
- Затронули поправки и международные стандарты аудита. Теперь под МСА понимаются не только стандарты, но и документы МФБ.
Очевидно, что определение «документы» достаточно широкие. Фактически, любая публикация МФБ (даже новость) становится для Казахстана международным стандартом, обязательным для применения.
- МФ РК снял с себя ответственность за перевод стандартов на казахский язык. Поправками теперь определено, что МСА могут быть опубликованы на казахском и русском языках. Это значит, что при желании, можно применить стандарты, еще не переведенные ни на русский, ни на казахский языки. Более того, могут применяться и старые стандарты, утратившие свою силу. Ведь, как и в случае с кодексом этики – дата начала применения и прекращения действия МСА на территории Казахстана также не определена.
Почему же эти поправки были приняты? Ответы очевидны.
МФ РК по традиции уклонилось от проведения общественных обсуждений. Но здесь имеет значение не только игнорирование Предпринимательского кодекса и Закона РК «О правовых актах» – это уже не вызывает удивления – сколько игнорирование мнения общественности, которая не была в курсе вносимых изменений.
Объявления о размещении проекта на сайте «Открытые НПА» так и не было опубликовано на сайте министерства. Это говорит о грубом нарушении процедуры подготовки проекта.
Избегание общественных обсуждений, отстранение от профессионального сообщества сотрудников МФ РК, курирующих бухгалтерский учет и аудит, вызывают вопросы к их профессионализму и компетентности.
И здесь возникает противоречие: уровень государственных контролеров намного ниже уровня тех, кого они призваны регулировать.