ДругиеПубликации

Возврат превышения НДС в 2013 году

Превышением НДС является положительная разница между суммой НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога. С 1 июля 2009 года наряду с возвратом НДС, облагаемых по нулевой ставке, предусмотрен также возврат НДС и по оборотам, не используемым в целях оборотов, облагаемых по нулевой ставке.

Согласно Налоговому кодексу сумма НДС, подлежащая взносу в бюджет по облагаемому обороту, исчисляется как разница между суммой НДС, начисленного по облагаемым оборотам с применением ставки в соответствии со статьей 268 Налогового кодекса, и суммой налога, относимого в зачет в соответствии со статьей 256 Налогового кодекса.

Пункт 3 статьи 272 Налогового кодекса регулирует порядок возврата превышения НДС для плательщиков НДС, имеющих право на возврат превышения НДС, образовавшегося в связи с приобретением товаров, работ, услуг, используемых в целях оборотов, облагаемых по нулевой ставке.

Статьей 42 закона РК о введении Налогового кодекса РК приостановлено с 1 января 2011 года действие подпункта 1 пункта 1 статьи 272 Налогового кодекса РК до 1 января 2016 года. В период приостановления налогоплательщику подлежит возврату превышение суммы НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, сложившееся по декларации нарастающим итогом на конец отчетного налогового периода, в порядке, установленном статьями 273, 274 Налогового кодекса.

Вместе с тем данной редакцией определен порядок возврата превышения НДС, образовавшегося в связи с приобретением товаров, работ, услуг, не используемых в целях оборотов, облагаемых по нулевой ставке, а именно в части сумм НДС, отнесенного в зачет и уплаченного при приобретении работ, услуг от нерезидента, не являющегося плательщиком НДС в Республике Казахстан и не осуществляющего деятельность через филиал, представительство в соответствии со статьей 241 Налогового кодекса.

Данное положение не распространяется на налогоплательщиков, имеющих право на применение упрощенного порядка возврата превышения НДС, предусмотренного для плательщиков НДС, подлежащих республиканскому мониторингу и автономным организациям образования

Следует отметить, что возврат НДС в рамках Таможенного союза предусматривается с 1 июля 2010 года, с периода введения Таможенного союза.

Постановлением Правительства Республики Казахстан от 20 марта 2009 года № 373 установлены критерии отнесения реализации товаров, работ, услуг, облагаемых по нулевой ставке, к постоянной реализации, предусмотренной подпунктом 1 пункта 3 статьи 272 Налогового кодекса, и порядок определения суммы превышения налога на добавленную стоимость, подлежащей возврату:

связанного с оборотами, облагаемыми по нулевой ставке, при котором одновременно выполняются следующие условия: плательщиком НДС осуществляется постоянная реализация товаров, работ, услуг, облагаемых по нулевой ставке; оборот по реализации, облагаемый по нулевой ставке, составлял не менее 70 процентов в общем облагаемом обороте по реализации;

предусмотренного возврата превышения НДС, образовавшегося в связи с приобретением товаров, работ, услуг, не используемых в целях оборотов, облагаемых по нулевой ставке, производимых в пределах сумм НДС, отнесенного в зачет уплаченного при приобретении работ, услуг от нерезидента, в соответствии со статьей 241 Налогового кодекса.

Соответственно, в отношении налогоплательщиков, имеющих право на применение упрощенного порядка возврата превышения НДС, применяется норма подпункта 1 пункта 1 статьи 272 Налогового кодекса, т. е. возврату подлежит превышение суммы НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, сложившееся по декларации нарастающим итогом на конец отчетного налогового периода, образовавшегося в связи с приобретением товаров, работ, услуг, используемых и не используемых в целях оборотов, облагаемых по нулевой ставке.

Статьей 35 закона о введении Налогового кодекса РК установлено, что порядок возврата превышения налога на добавленную стоимость с учетом положений закона о введении и Налогового кодекса определяется постановлением Правительства РК. При этом с 1 января 2012 года Правила возврата превышения НДС утверждены постановлением Правительства РК от 30.12.2011 г. № 1707 (далее – Правила).

Согласно данным Правилам, возврат НДС производится на основании:

1) налогового заявления о возврате превышения НДС (далее – заявление возврате НДС) по оборотам, облагаемым по нулевой ставке, совершенным до 1 января 2009 года (ст. 25 закона о введении);

2) Декларации по НДС за налоговый период, в которой указано требование о возврате превышения НДС (далее – требование о возврате НДС), по превышению, образовавшемуся по оборотам нулевой ставки с 1 января 2009 года и по оборотам ненулевой ставки после 1 июля 2009 года (ст. 48 закона о Введении);

2) документов, предусмотренных статьей 243 Налогового кодекса РК вне рамок Таможенного союза и статьей 276-11 Налогового кодекс а РК в рамках Таможенного союза, для целей подтверждения оборотов, облагаемых по нулевой ставке;

3) акта налоговой проверки, подтверждающего достоверность суммы превышения НДС, предъявленной к возврату, либо заключения налогового органа к акту налоговой проверки (далее – заключение к акту) в случаях, предусмотренных пунктом 10 статьи 635 Налогового кодекса.

Плательщик НДС в первоначальной, очередной и (или) ликвидационной Декларации по НДС указывает сумму требования о возврате превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, отраженного в Декларации по НДС за налоговый период.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 5 статьи 70 Налогового кодекса предусмотрен запрет на внесение налогоплательщиком изменений и дополнений в соответствующую налоговую отчетность в части требования о возврате НДС. Требование о возврате НДС за прошлые периоды отражается в очередной Декларации по НДС с отражением периода и суммы возврата в приложении 300.11 к Декларации по НДС формы 300.00. Данный запрет предусмотрен в связи с тем, что на момент отражения требования о возврате НДС за прошлые периоды должно быть превышение НДС в пределах требуемой суммы возврата НДС.

Вместе с тем, согласно пункту 2 статьи 273 Налогового кодекса, если плательщик НДС не указал в Декларации по НДС за налоговый период требование о возврате превышения НДС, то данное превышение зачитывается в счет предстоящих платежей по НДС или может быть предъявлено к возврату. При этом плательщик НДС имеет право на возврат превышения НДС, образовавшегося лишь после 1 января 2009 года, в течение срока исковой давности, установленного статьей 46 Налогового кодекса.

Следует отметить, что положения о возврате НДС по вводимым в эксплуатацию основным средствам, инвестициям в недвижимость, приобретенным биологическим активам и уплаченным при импорте товаров действуют с 1 июля 2009 года 1 июля 2010 года (см. ст. 48 закона о введении и закон РК от 30.06.2010 г. № 297-IV).

При этом статьей 48 закона о введении приостановлено действие положений подпункта 2 пункта 1 статьи 273 Налогового кодекса РК до 1 июля 2009 года:

для налогоплательщиков, не применяющих упрощенный порядок возврата превышения налога на добавленную стоимость, предусмотренный статьей 274, и (или) не осуществляющих обороты, облагаемые по нулевой ставке;

для налогоплательщиков, не применяющих упрощенный порядок возврата превышения налога на добавленную стоимость, предусмотренный статьей 274, и осуществляющих строительство объектов, обороты по реализации которых освобождаются в соответствии с пунктом 1 статьи 249 Налогового кодекса РК.

Вместе с тем законом РК от 30.06.2010 г. № 297-IV приостановлены до 1 июля 2010 года и утрачивают силу с 1 января 2011 года положения, предусмотренные пунктом 1 статьи 272 Налогового кодекса РК, по возврату НДС в части по вводимым в эксплуатацию основным средствам, инвестициям в недвижимость, приобретенным биологическим активам и уплаченному НДС при импорте товаров.

Таким образом, плательщик НДС в течение срока исковой давности, установленного статьей 46 Налогового кодекса, имеет право на возврат превышения НДС по ненулевой ставке в указанной части, образовавшегося после 01.07.2009 г. по 01.01.2010 г.

В этом случае для возврата превышения НДС, образовавшегося в связи с приобретением товаров, работ, услуг, по вводимым в эксплуатацию основным средствам, инвестициям в недвижимость, приобретенным биологическим активам рассматриваются документы, подтверждающие ввод объектов основных средств в эксплуатацию, – документы, определяемые в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Инвестиции в недвижимость – это недвижимость (земля или здание, либо часть здания, либо и то и другое), находящаяся во владении (собственника или арендатора по договору финансовой аренды) с целью получения арендных платежей или прироста стоимости капитала, или того и другого, но не для:

1) использования в производстве или поставке товаров, оказание услуг, в административных целях

или

2) продажи в ходе обычной хозяйственной деятельности.

Биологический актив – это живущее животное или растение.

Налоговый орган после получения требования о возврате НДС и (или) заявления о возврате НДС назначает тематическую налоговую проверку по подтверждению достоверности сумм НДС, предъявленных к возврату.

Порядок проведения тематических проверок на основании требования о возврате НДС по подтверждению достоверности сумм НДС, предъявленных к возврату, определен статьей 635 Налогового кодекса.

Порядок взаимоотношений с бюджетом по превышению суммы НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного НДС, сложившемуся до 1 января 2009 года, определен статьей 25 закона.

После назначения тематической проверки по подтверждению достоверности подлежащих возврату сумм НДС налоговый орган формирует аналитические отчеты по поставщикам и покупателям проверяемого налогоплательщика с применением информационной системы.

При установлении нарушений у поставщиков и (или) покупателей проводится обязательная встречная налоговая проверка или направляется запрос в орган налоговой службы, осуществляющий налоговый контроль по крупным налогоплательщикам, подлежащим мониторингу.

В случае если на момент проведения встречной проверки поставщик прекратил деятельность в связи с ликвидацией и в отношении такого поставщика проведена ликвидационная налоговая проверка, подтверждение суммы НДС, отнесенного в зачет, производится на основании реестра счетов-фактур по реализованным товарам, выполненным работам и оказанным услугам.

В случае если на момент проведения встречной проверки поставщик прекратил деятельность в связи с ликвидацией и в отношении такого поставщика ликвидационная налоговая проверка не проведена, то сумма НДС, указанная в счете-фактуре, выписанном таким поставщиком, не подлежит возврату из бюджета.

В случае если на момент проведения встречной проверки поставщик, выписавший счета-фактуры до 1 января 2009 года, прекратил деятельность в связи с ликвидацией, но на дату реализации, указанную в счете-фактуре, являлся плательщиком НДС, то сумма НДС, указанная в счете-фактуре, выписанном таким поставщиком, не подлежит возврату из бюджета.

В случае невозможности проведения встречной проверки поставщика в связи с прекращением деятельности по причине банкротства подтверждение суммы НДС, отнесенного в зачет по счетам-фактурам, выписанным таким поставщиком в период до возбуждения конкурсного производства, производится на основании реестра счетов-фактур по реализованным товарам, выполненным работам и оказанным услугам. Суммы НДС, указанные в счетах-фактурах, выписанных таким поставщиком в период после возбуждения конкурсного производства, не подлежат возврату из бюджета.

В случае невозможности проведения встречной проверки поставщика, прекратившего деятельность по причине банкротства, выписавшего счета-фактуры до 1 января 2009 года, сумма НДС, указанная в счете-фактуре, выписанном таким поставщиком, не подлежит возврату из бюджета.

В случае если до начала налоговой проверки установлено, что у налогоплательщика отсутствует сумма превышения НДС, предъявленная к возврату, налоговым органом в течение десяти рабочих дней направляется налогоплательщику письменный отказ в рассмотрении заявления о возврате НДС либо требования о возврате НДС.

Положения относительно встречной проверки применяются также при проведении проверки по подтверждению достоверности сумм НДС, возвращенного из бюджета налогоплательщику, в отношении которого применен упрощенный порядок возврата.

Не производится возврат превышения НДС в пределах сумм, по которым на дату завершения налоговой проверки:

1) не получены ответы на запросы на проведение встречных проверок для подтверждения достоверности взаиморасчетов с поставщиком, удостоверенные электронной цифровой подписью, и (или) если поставщиком проверяемого налогоплательщика не устранены нарушения, выявленные при проведении встречных проверок по ранее направленным запросам;

2) не подтверждена достоверность сумм НДС по крупному налогоплательщику, подлежащему мониторингу, на основании полученных ответов органа налоговой службы по ранее направленным запросам.

В случае выявления по результатам аналитического отчета у поставщиков товаров, работ, услуг нарушений налогового законодательства возврат предъявленной суммы превышения НДС производится в пределах суммы, приходящейся на поставщиков, по которым не установлены нарушения налогового законодательства. В акте налоговой проверки в обязательном порядке отражается информация о причинах невозврата.

При наличии на дату завершения налоговой проверки не устраненных нарушений, установленных у поставщиков, налоговый орган прилагает к акту налоговой проверки реестр направленных в территориальные налоговые органы запросов на проведение встречных проверок и (или) письменных запросов на устранение выявленных нарушений по форме отраженным согласно приложению к данным Правилам.

В случае если по результатам налоговой проверки подтверждена сумма НДС больше, чем заявлена к возврату, по оборотам, облагаемым по нулевой ставке, совершенным до 1 января 2009 года, налогоплательщик может представить заявление о возврате НДС за заявленный налоговый период (налоговые периоды) в пределах разницы сумм НДС между подтвержденной актом налоговой проверкой и заявленной к возврату.

В данном случае налоговый орган без проведения налоговой проверки производит возврат на основании заявления и акта налоговой проверки.

В случае если после окончания налоговой проверки по оборотам, облагаемым по нулевой ставке, совершенным до 1 января 2009 года, представлено заявление о возврате НДС за проверенный период по причине представления грузовой таможенной декларации, поступления валютной выручки, проводится налоговая проверка без формирования аналитического отчета по поставщикам.

В остальных случаях если после окончания налоговой проверки по оборотам, облагаемым по нулевой ставке, совершенным до 1 января 2009 года, представлено заявление о возврате НДС за проверенный период, в том числе по причине представления дополнительной формы налоговой отчетности, то формируется аналитический отчет по поставщикам и проводится налоговая проверка.

Возврат превышения НДС осуществляется налоговыми органами в пределах суммы НДС, подтвержденного актом налоговой проверки (в том числе по полученным ответам на проведение встречных проверок для подтверждения взаиморасчетов с поставщиком, удостоверенным электронной цифровой подписью, по факту устранения поставщиком проверяемого налогоплательщика выявленных при проведении встречной проверки нарушений, по подтвержденной сумме НДС по подлежащему мониторингу крупному налогоплательщику на основании полученных ответов органа налоговой службы по ранее направленным запросам), либо заключением к акту, а также указанного в заявлении о возврате НДС либо в требовании о возврате НДС.

В течение пяти рабочих дней со дня подписания акта налоговой проверки либо заключения к акту плательщик НДС представляет в налоговый орган налоговое заявление на проведение зачета и возврата налогов, других обязательных платежей, пеней и штрафов (далее – налоговое заявление на зачет).

Возврат превышения НДС производится по месту нахождения плательщика НДС на его банковский счет при отсутствии налоговой задолженности.

В случае если плательщиком НДС является юридическое лицо, возврат превышения НДС производится при отсутствии у его структурных подразделений налоговой задолженности.

Превышение налога на добавленную стоимость, не подлежащее возврату из бюджета, зачитывается в счет предстоящих платежей по налогу на добавленную стоимость. Зачет не производится в счет уплаты налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при импорте, а также налога на добавленную стоимость за нерезидента, предусмотренного статьями 241 и 276-20 Налогового кодекса.

При осуществлении международных перевозок сумма превышения НДС, подлежащая возврату, рассчитывается путем применения удельного веса физического объема международных перевозок в общем объеме перевозок к сумме НДС, отнесенного в зачет за налоговый период, за который представлено налоговое заявление о возврате превышения НДС и (или) указано требование о возврате превышения НДС в Декларации по НДС, уменьшенной на сумму НДС, уплаченного методом зачета в соответствии со статьями 49, 49-1 закона о введении.

При этом сумма НДС, определенная в таком порядке, уменьшается на сумму НДС, по которой на дату завершения налоговой проверки не получены ответы на запросы на проведение встречных проверок для подтверждения достоверности взаиморасчетов с поставщиком, и (или) если поставщиком проверяемого налогоплательщика не устранены нарушения, выявленные при проведении встречных проверок по ранее направленным запросам, и (или) на основании полученных ответов уполномоченного органа о неподтверждении достоверности сумм НДС по крупному налогоплательщику, подлежащему мониторингу, по ранее направленным запросам.

Расчет производится по данным за налоговый период, за который определяется сумма превышения НДС, подлежащая возврату.

Данными Правилами также предусмотрены особенности при применении упрощенного порядка возврата превышения налога на добавленную стоимость.

Право на применение упрощенного порядка возврата превышения НДС (автовозврат) имеют плательщики НДС, представившие декларации по НДС с указанием требования о возврате превышения НДС и не имеющие неисполненного налогового обязательства по представлению налоговой отчетности на дату представления Декларации по НДС:

– состоящие не менее двенадцати последовательных месяцев на мониторинге крупных налогоплательщиков;

– автономные организации образования, определенные пунктом 1 статьи 135-1 Налогового кодекса.

При применении упрощенного порядка возврата НДС налоговый орган в течение одного рабочего дня со дня представления требования о возврате НДС проверяет отсутствие или наличие у плательщика НДС неисполненного налогового обязательства по представлению налоговой отчетности с момента последней налоговой проверки или последнего возврата превышения НДС, а также правильность отражения исчисленных сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет на его лицевом счете.

В случае если плательщик НДС состоит на регистрационном учете в других налоговых органах, налоговый орган, в который поступило требование о возврате НДС, направляет также в эти налоговые органы запрос по вышеуказанным вопросам.

В случае наличия у плательщика НДС структурных подразделений запрос направляется в налоговые органы, в которых зарегистрированы структурные подразделения плательщика НДС.

При установлении факта нарушений на основании полученных ответов налогоплательщику направляется письмо об отсутствии права на применение им упрощенного порядка возврата превышения НДС.

Одновременно налогоплательщик уведомляется о праве применения им порядка возврата превышения НДС, предусмотренного статьями 272 и 273 Налогового кодекса.

В течение пяти рабочих дней после получения письма об отсутствии права на применение им упрощенного порядка возврата превышения НДС налогоплательщик письменно уведомляет налоговый орган о принятом решении – об отказе или согласии применения порядка возврата НДС, предусмотренного статьями 272 и 273 Налогового кодекса.

Отсутствие ответа от налогоплательщика является фактом отказа от возврата НДС, предусмотренного статьями 272 и 273 Налогового кодекса.

При отсутствии нарушений на основании полученных ответов в течение одного рабочего дня с даты, установленной Налоговым кодексом для уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, формируется список плательщиков НДС, по которым необходимо составить документ об отсутствии (наличии) налоговой задолженности налогоплательщика.

Не позднее одного рабочего дня со дня формирования документа об отсутствии задолженности и на основании налогового заявления на зачет налоговым органом составляется распоряжение на возврат превышения НДС.

Налоговое заявление на зачет представляется плательщиком НДС в налоговый орган в течение одного рабочего дня с даты, установленной Налоговым кодексом для уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет.

Согласно пункту 3 статьи 273 Налогового кодекса, возврат превышения НДС, подтвержденного результатами налоговой проверки, производится в течение 180 календарных дней с даты представления Декларации по НДС за налоговый период, в которой указано требование о возврате, если иное не установлено пунктом 4 статьи 273 (экспортерам по нулевой ставке в течение 60 рабочих дней) и статьей 274 Налогового кодекса (упрощенный порядок без проведения проверки в 15 рабочих дней).

При этом не подлежит возврату из бюджета превышение НДС налогоплательщикам, сложившееся по товарам, работам, услугам, приобретенным до 1 января 2009 года, за исключением превышения, образовавшегося в связи с приобретением товаров, работ, услуг, которые используются или будут использоваться в целях оборотов, облагаемых по нулевой ставке.

Также, согласно пункту 5 статьи 273 Налогового кодекса, не производится возврат превышения НДС:

1) налогоплательщику, осуществляющему расчеты с бюджетом в специальных налоговых режимах, установленных для:

– субъектов малого бизнеса;

– крестьянских или фермерских хозяйств;

– юридических лиц-производителей сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыболовства) и сельских потребительских кооперативов;

2) с 1 января 2013 года налогоплательщику предоставлено право выбора по применению положения статьи 267 Налогового кодекса РК (переработчикам сельхозпродукции, уменьшающим НДС на 70%). В связи с чем не производится возврат превышения НДС налогоплательщику, применяющему положения за налоговые периоды, по которым он применял положения статьи 267 Налогового кодекса.

Кроме того, с 1 января 2009 года по 1 января 2010 года, согласно статье 2 закона о введении Налогового кодекса РК, не подлежало возврату превышения НДС налогоплательщику, у которого превышение налога на добавленную стоимость не более 2 000-кратного размера месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.

В заключение следует отметить, что в соответствии с положениями закона о введении Налогового кодекса РК производится возврат «дебетового сальдо» по НДС по оборотам не по нулевой ставке, если в очередной декларации отражено требование о возврате НДС:

–  с 1 июля 2009 по 1 июля 2010 года – в пределах сумм НДС, отнесенного в зачет в части уплаченного НДС при импорте товаров и по вводимым в эксплуатацию основным средствам, инвестициям в недвижимость, приобретенным биологическим активам (в рамках Таможенного союза не предусмотрен);

–  с 1 июля 2009 по настоящее время (2013 год) – в части превышения НДС, отнесенного в зачет уплаченного при приобретении работ, услуг от нерезидента, не являющегося плательщиком НДС в Республике Казахстан и не осуществляющего деятельность через филиал, представительство в соответствии со статьей 241 Налогового кодекса (в рамках Таможенного союза – с 1 июля 2010 года).

А превышение НДС по оборотам, облагаемым по нулевой ставке:

– совершенным до 1 января 2009 года согласно налоговому заявлению о возврате НДС (в рамках Таможенного союза не предусмотрен);

–   совершенным после 1 января 2009 года при условии отражения в Декларации по НДС требования о возврате НДС (в рамках Таможенного союза – с 1 июля 2010 года).

По крупным налогоплательщикам, состоящим на мониторинге, и автономным организациям образования, определенным пунктом 1 статьи 135-1 Налогового кодекса, производится упрощенный возврат НДС при условии отражения в Декларации по НДС требования о возврате НДС.

А также планируется:

– введение электронных счетов-фактур поэтапно с марта 2013 года для национальных компаний, входящих в группу «Самрук-Казына», при взаимодействии с государственными органами. В последующем – для всех остальных плательщиков налога на добавленную стоимость на добровольной основе до 2017 года;

– отмена реестров счетов-фактур по мере внедрения электронных счетов-фактур по приобретению и реализации до 2017 года;

Ÿ- обязательное применение электронных счетов-фактур и окончательная отменф реестров счетов-фактур с 2017 года;

– для плательщиков НДС, подлежащих республиканскому мониторингу и автономным организациям образования – как и сейчас автовозврат;

– для плательщиков НДС, по которым в результате камерального контроля не выявлены расхождения между данными, отраженными в налоговой отчетности данного лица по НДС и в налоговой отчетности по НДС его непосредственных поставщиков и покупателей – автовозврат с 1 января 2016 года по 1 января 2017 года;

– для плательщиков НДС, не попавших в зону риска при применении системы оценки рисков – автовозврат с 1 января 2017 года;

– для остальных плательщиков НДС – возврат после проведения налоговой проверки.

Сауле Муслимова,

член Палаты налоговых консультантов РК

Перепечатка разрешена только с письменного разрешения администрации сайта.

Показать больше

Похожие публикации

Добавить комментарий

Back to top button