Чиновничья ловушка для бизнеса
Новые правила к субъектам финансового мониторинга по обучению в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) грозят предпринимателям ликвидацией и штрафом до 2,5 млн тенге.
Незаметно для большинства субъектов финансового мониторинга на портале «Открытые НПА» был размещен проект приказа МФ РК «Об утверждении требований к субъектам финансового мониторинга по подготовке и обучению в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Однако нововведения, которые предлагается принять до конца года, создают явную угрозу для многих предпринимателей и лиц, занятых частной практикой.
Напомню, что перечень субъектов финансового мониторинга установлен Законом РК «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». В этот перечень входят банки, страховые и другие финансовые организации.
Но наиболее сильно нововведения ударят по другим категориям субъектов финансового мониторинга:
– нотариусам, осуществляющих нотариальные действия с деньгами и (или) иным имуществом;
– адвокатам, другим независимым специалистам по юридическим вопросам – в случаях, когда они от имени или по поручению клиента участвуют в операциях с деньгами и (или) иным имуществом в отношении следующей деятельности:
купли-продажи недвижимости;
управления банковскими счетами или счетами ценных бумаг;
аккумулирования средств для создания, обеспечения, функционирования или управления компанией;
создания, купли-продажи, функционирования юридического лица или управления им;
– бухгалтерским организациям и профессиональным бухгалтерам, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере бухгалтерского учета;
– аудиторским организациям;
– индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющих лизинговую деятельность в качестве лизингодателя без лицензии;
– индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, ювелирными изделиями из них;
– индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
Итак, что же представляют из себя нововведения?
Во-первых, предполагается установить квалификационные требования к лицам, проводящим обучение:
- наличие высшего образования;
- наличие стажа работы в сфере ПОД/ФТ не менее 5 (пяти) лет;
- наличие сертификатов о прохождении обучения в сфере ПОД/ФТ.
Если с двумя пунктами все более или менее понятно, то что понимать под стажем работы в сфере ПОД/ФТ не ясно. Будет ли здесь учитываться только стаж работы в КФМ МФ РК или обучение смогут проводить работники организации, осуществляющие функции по финансовому мониторингу?
Если обучение все-таки смогут проводить сотрудники организации, то что делать только созданным субъектам предпринимательства?
Во-вторых, МФ РК вводит в приказ раздел «Тестирование», которое проводится 1 раз в 3 года. При этом, сотрудники организации проходят тестирование на базе АО «Национальный центр по управлению персоналом государственной службы», а перечень сотрудников, проходящих обучение и тестирование, утверждается руководителем организации.
Вот так, одной поправкой сотрудники организации и частные лица принудительно превращаются в персонал государственной службы.
Нужно отметить, что тестирование не предусмотрено Законом РК «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (Закон о ПОД/ФТ). Так, согласно п. 8 ст. 11 Закона о ПОД/ФТ уполномоченный орган утверждает требования к субъектам финансового мониторинга по подготовке и обучению.
Очевидно, что тестирование не является формой обучения. Это – форма экзамена и его введение фактически создает квалификационные требования к субъектам финансового мониторинга, многие из которых, в свою очередь, являются субъектами частного предпринимательства.
Посредством приказа, МФ РК скрытно создает сертификацию, которая является элементом регулирования и разрешительным требованием, как и квалификационные требования к преподавателям ПОД/ФТ. Любая сертификация – это регуляторный инструмент, который требует проведения анализа регуляторного воздействия (п. 2 ст. 80, п. 1 ст. 82 Предпринимательского кодекса). Такой анализ не был проведен.
Однако проблема заключается не только в нарушении процедурных норм при принятии правового акта, сколько в последствиях для бизнеса и карательных функциях, которые сможет осуществлять Комитет финансового мониторинга МФ РК.
Напомню, что приказ Министра финансов Республики Казахстан «Об утверждении Требований к правилам внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма для аудиторских организаций» содержит отсылку на требования по подготовке и обучению работников.
Это значит, что невыполнение требований по тестированию и обучению будет являться нарушением упомянутого приказа по внутреннему контролю.
Обратимся к теперь к ответственности, которая предусмотрена Кодексом РК «Об административных правонарушениях».
Если за первые нарушения согласно п. 2 ст. 214 КоАП РК предусмотрен штраф от 100 до 900 месячных расчетных показателей, то в случае нарушений, совершенных три и более раза в течение года после наложения административного взыскания, предусмотрен как штраф, так и приостановление действия лицензии или временным лишением квалификационного аттестата (свидетельства) на срок до шести месяцев либо их лишением или приостановлением деятельности юридического лица на срок до трех месяцев.
Понятно, что многие субъекты финансового мониторинга не смогут выполнить все требования по разным причинам. И это создает огромный риск для бизнеса. В любой момент КФМ МФ РК, основываясь на информации из центра тестирования, сможет привлечь к ответственности предпринимателя, задушить его штрафами и лишить лицензии.