КазахстанНовости

Казахстанские аудиторы подают в суд на Администрацию президента

Новый закон позволит взять под контроль все частные аудиторские компании и влиять на досудебные расследования

Казахстанские аудиторы, профессиональные организации аудиторов (ПАО “Коллегия аудиторов”, ПАО “Институт аудиторских организаций и аудиторов Казахстана”, ПАО “Лига аудиторов”, ПАО “Ассоциация аудиторских организаций и аудиторов Казахстана”) готовят иск к Администрации президента из-за нового закона, который позволит чиновникам и следственным органам косвенно вмешиваться в их работу. Кроме того, аудиторы уверены, что результатом изменений станет вовсе не повышение качества работы, а монополизация рынка отдельными компаниями. Часть аудиторов с большой долей вероятности окажется за бортом. Между тем, в 2020 году общий объём рынка составил 23 млрд тенге. Мы попытались разобраться, каким образом функционирует новое законодательство, как будет выглядеть работа надзорной комиссии.

Мысль эта зрела не один год, изначально инициаторами закона были чиновники, но продвигать изменения помогала так называемая “Большая четвёрка” – Deloitte, Ernst&Young, KPMG и PricewaterhouseCoopers. Эти компании, по сути являясь конкурентами, смогли поделить практически весь мировой рынок аудиторских услуг. Казахстанские аудиторы видят прямую связь четвёрки с новым законом.

Основной их посыл – внедрение международной практики в Казахстане. С 2014 года по 2019 год Минфин пытался самостоятельно протащить эту поправку, но не получалось. В итоге они подключили депутатов – КАРАГУСОВУ и ОКСИКБАЕВА. Последний в этой сфере не совсем посторонний человек: у супруги Оксикбаева имеется аудиторская компания “Алмас Аудит”, и мы провели выборку для себя, выяснили, что за полтора года свыше ста аудитов было проведено через госзакуп, где победил “Алмас Аудит”, – говорит председатель правления Профессиональной аудиторской организации “Коллегия аудиторов” Данияр НУРСЕИТОВ.

По словам наших собеседников, сейчас все организационные вопросы, связанные с созданием дополнительного контрольного органа, помогают решать Deloitte, Ernst&Young, KPMG и PricewaterhouseCoopers. Для его работы прописали не только закон, но и внесли в списки некоммерческих организаций особую форму – “Профессиональный совет по аудиторской деятельности”.

Сейчас аудиторы объединяются по типу коллегий адвокатов и палат оценщиков в профессиональные аудиторские организации. До недавнего времени именно они проводили аттестацию аудиторов, также отвечали за контроль и качество услуг. С учётом поправок эти функции переданы в этот Профсовет. Он будет отвечать за контроль качества, это позволяет получить допуск к обязательному аудиту компаний квазигоссектора, компаний, листингующихся на Фондовой бирже, акционерных обществ и недропользователей. Орган возглавляется министром финансов или его заместителем. В состав правления также войдёт КАСЕ, администрация Международного финансового центра “Астана”, представители академического круга и одна треть аудиторов. Получается, что аудиторы находятся в Профсовете номинально, – говорит исполнительный директор ПАО “Институт аудиторских организаций и аудиторов Казахстана” Гульмира ЖАРМУХАНБЕТОВА.

Как объяснила аудитор, несмотря на статус некоммерческой организации, Профсовет фактически является квазигосорганизацией. Поскольку орган возглавит министр финансов или его заместитель, Совет будет в зависимом положении.

Вот эти поправки были приняты в период моратория на создание организаций квазигоссектора. Но у нас депутаты особо не вникают, раз там нет бюджетных денег, то это к государству не относится. Финансирование этого органа будет за счёт предпринимателей, самих аудиторов. За деятельностью Профсовета будет надзирать правление, которое и возглавит министр финансов. Пока бюджет оценили в 150 млн тенге в год. Зарплата контролёра 1 млн тенге в месяц, его ассистента 500 тысяч тенге. Сколько их будет, пока не понятно, не меньше пяти точно. Выходит, что аудиторы будут оплачивать контроль над собой. При этом лицензирование в аудите не отменено. Это выглядит так, как будто чиновники из Минфина решили монетизировать свои госфункции, – возмущается Нурсеитов.

Основных инициаторов закона в 2014 году было двое. Один из них – бывший вице-министр Минфина Руслан БЕКЕТАЕВ. Второй скрипкой была директор департамента методологии бухгалтерского учета и аудита министерства финансов Арман БЕКТУРОВА.

Мы просто смотрим на внешнюю сторону вопроса, но когда государство внезапно начинает говорить о контроле, то здесь речь идёт и о коррупции. А по сути, государство и этот Профсовет контролируют весь процесс аудита: от получения лицензии и до результата аудита. Аудиторские компании могут забыть о любой независимости. У Профсовета в рамках контроля качества будет доступ ко всем рабочим документам, к первичной документации субъекта аудита, протоколам заседаний. Доступ практически не ограничен. В функциях Профсовета прописано взаимодействие с органами прокуратуры и досудебного расследования. У нас очень часто аудиторы выполняют функции экспертов в уголовных делах. Те отчёты, которые они формируют, являются материалами досудебного расследования. По закону выходит так, что Профсовет может вмешаться в следствие, получить доступ к этим материалам, несмотря на то, что у нас есть закон о неразглашении. Но Совет как будто выше Уголовного кодекса. Понятно, что они смогут влиять на эксперта и на исход уголовного дела, – объясняет Жармуханбетова.

Аудиторы попытались создать свои Профсоветы. Но Минфин делегировал сотрудников для аттестации только в одно из таких объединений, в состав которого, вошли компании большой четвёрки – Палату аудиторов.

Вообще, если, допустим, взять США, то около 4 миллионов долларов в год большая четвёрка тратит на лоббирование своих интересов в Штатах. Но у них лоббирование законное. Последний такой тренд во всём мире наоборот ужесточение требований к большой четвёрке. Потому что там не то что много ошибок, а заведомых действий, когда они помогали в мошенничестве крупным компаниям либо давали консультации, либо искажали отчётность, действовали вместе с теми, кто отмывает деньги – примеры есть в ЮАР, Италии. Они понимают, что если они не создадут какую-то удобную систему основанную на деньгах, они попадут под контроль со стороны того же Нацбанка, Минфина и государства в целом. У чиновников всё-таки есть законодательство по той же коррупции, тут легко можно попасть. Профсовет такого статуса не имеет.

По словам представителей профессиональных аудиторских организаций, у разных госорганов есть аудиторские компании, с которыми они постоянно сотрудничают и им благоволят. Верить в то, что Профсовет изменит ситуацию, довольно трудно. Новый орган, возглавляемый министром финансов, отчитывается самому же Минфину.

Пока в Казахстане существует 484 аудиторские организации и работает 1869 аудиторов, но с внедрением новых правил и контроля эта цифра резко сократится. Зато вырастет стоимость их услуг.

–  Сами проверяющие будут назначаться правлением, которое возглавляет Минфин. Аудиторы либо те люди, которые имеют специальный иностранный сертификат, но при этом не являются практикующими экспертами последние три года. Получается странно: эксперт ушёл из аудита, не занимался аудитом три года, приходит и проверяет специалиста, который занимается этой работой каждый день, – рассказывает председатель правления ПАО “Ассоциация аудиторских организаций и аудиторов Казахстана” Шынар АБДИМАНАТ.

Новоиспечённые проверяющие будут за свою работу получать по миллиону тенге в месяц, так что ажиотаж, который возникнет вокруг Профсовета, представить можно.

Нурсеитов и его коллеги аудиторы требуют отменить закон, который ущемляет свободу в этой сфере деятельности. Они решились подать в суд и направили досудебную претензию в следующие госорганы и организации: Администрацию президента РК, премьер-министру РК Смаилову А.А., Министерству финансов, мажилис парламента РК, сенат парламента РК, партию Amanat, Национальную палату предпринимателей РК “Атамекен” и уполномоченному по защите прав предпринимателей Казахстана. Все они участвовали в поддержке нового закона и его утверждении. По словам аудиторов, все вышеперечисленные их претензию постепенно начинают пересылать в Минфин, не давая своих заключений по поводу закона. Несмотря на участие в законотворчестве, в итоге даже в АП не готовы брать на себя ответственность за результат. Видимо, принцип слышащего государства на аудиторов не распространяется.

 

Анастасия Багрова

Via
Ratel.kz
Показать больше

Похожие публикации

Добавить комментарий

Back to top button