25 августа 2023 года состоялось общественное обсуждение анализа регуляторного воздействия по внесению изменений в cтатью 239 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях».
В общественных обсуждениях принимал участие председатель ПАО «Коллегия аудиторов» Мурашов Владимир Андреевич.
Редакция «Профессионального бухгалтера» следила за общественным обсуждением.
Публикуем тезисы выступления председателя правления ПАО «Коллегия аудиторов», прозвучавшие в ходе обсуждения.
Хотелось бы обратить внимание на качество проведенного анализа регуляторного воздействия. 1. В своих обоснованиях Министерство финансов ссылается на выявленные нарушения в деятельности только организаций публичного интереса. При этом, потенциальное увеличение штрафных санкций касается всех субъектов предпринимательства, включая некоммерческие организации, по которым госорганам статистика не приведена. 2. Министерством финансов не приведен расчет и разумные обоснования увеличения суммы штрафов. Не указаны выгоды и издержки воздействия на бизнес. 3. Согласно п. 2 ст. 16 Закона РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» международные стандарты финансовой отчетности и международный стандарт для малого и среднего бизнеса могут быть опубликованы на казахском и русском языках организацией, имеющей письменное разрешение на их официальный перевод и (или) публикацию в Республике Казахстан от Фонда международных стандартов финансовой отчетности. Хотел обратить внимание, что данная норма закона создает предпосылки для «удобной» трактовки госорганом. То есть в Законе «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» отсутствует порядок введения и прекращения действия МСФО и МСФО для МСБ, что позволяет контрольным органам при фиксировании нарушений использовать МСФО за любой год. Более того, не является обязательной публикация стандартов на русском или казахском языках, что фактически позволяет использовать английскую версию стандартов. Также согласно письму МФ РК от 21 января 2015 года МСФО для организаций малого и среднего бизнеса не относятся к нормативным правовым актам. 4. Не подтверждается приведенным АРВ вывод Министерства финансов о том, что «введение ужесточения административной ответственности за нарушение законодательства РК в сфере бухгалтерского учета и финансовой отчетности окажет положительное воздействие на общество в целом, на восприятие обществом осуществляемых мер, по повышению качества финансовой отчетности (ее достоверности), на основании которой пользователи принимают решения (инвестиционные или управленческие)». По нашему мнению, для повышения качества финансовой отчетности министерству финансов необходимо не повышать штрафы, а заполнять пробелы в законодательстве связные с применением МСФО в Казахстане, о которых говорилось выше, начав бороться с причинами, а не последствиями. Далее хотелось бы обратить внимание на недостоверную информацию, содержащуюся в АРВ. Например, в качестве сферы регулирования министерством указана деятельность профессиональных организаций бухгалтеров и организаций по профессиональной сертификации бухгалтеров. Это не соответствует действительности, поскольку штрафные санкции, предусмотренные ст. 239 КоАП, применяются ко всем субъектам предпринимательства и некоммерческим организациям. Также Министерством финансов указывается, что «больше, чем 84% респондентов опроса, доверяют информации, содержащейся в финансовой отчетности организаций публичного интереса». Министерство финансов в качестве источника, полученных данных, ссылается на «Соцопросы в ДФО», но при этом ссылка на результаты опроса в АРВ отсутствует. Считаем, что проведение опроса не соответствует действительности, так как согласно данным сайта ДФО, опрос проводился по другим вопросам. В заключении хотел бы обратить внимание на отчет ГРЕКО об оценке по Казахстану, на который идет ссылка в АРВ. ГРЕКО рекомендует пересмотреть и ужесточить санкции за правонарушения в сфере бухгалтерского учета с позиции эффективности, соразмерности и сдерживающего эффекта. Но при этом в АРВ оценка «эффективности, соразмерности и сдерживающего эффекта» министерством не приведена, как и не приведены обоснования увеличения штрафов для субъектов частного предпринимательства. |
Напомним, что ранее Министерство финансов разослало проект анализа регуляторного воздействия (АРВ). Цель АРВ – повышение штрафов за нарушения статьи 239 КоАП РК.
Статья 239 предусматривает ответственность за следующие правонарушения:
1) уклонение от ведения бухгалтерского учета, если это действие не содержит признаков уголовно наказуемого деяния;
2) представление заведомо недостоверной финансовой отчетности, отказа от представления финансовой отчетности, представление с нарушением установленного срока либо непредставление ее без уважительной причины учредителям (участникам) организаций в соответствии с учредительными документами, уполномоченному органу в области государственной статистики по месту регистрации, органам государственного контроля и надзора в соответствии с их компетенцией, в депозитарий финансовой отчетности;
3) составление искаженной финансовой отчетности, сокрытия данных, подлежащих отражению в бухгалтерском учете, а равно уничтожение бухгалтерской документации;
4) подписание финансовой отчетности главным бухгалтером организации публичного интереса, не являющимся профессиональным бухгалтером.