КазахстанНовости

Иностранные консультанты – угроза национальной безопасности

Казахстан активно использует консультации различных иностранных экспертов и организаций. Однако, в последнее время наблюдается чрезмерная зависимость от мнения различных международных экспертов, которое зачастую безоговорочно принимается госорганами без учета казахстанских реалий, глубокого анализа и мнения общества.

Кроме того, деятельность таких иностранных консультантов Всемирного банка, «большой четверки», McKinsey и др. направлена на ликвидацию независимых казахстанских консультантов, аудиторов и бухгалтеров.

 

«Такая зависимость от внешнего мнения иностранных консультантов оказывает отрицательное влияние на качество государственного управления. По сути, сейчас государственные функции, касающиеся принятия решений, анализа переданы иностранным организациям, что вызывает общую деградацию госслужбы. Ярким примером является обращение министра труда Дуйсеновой ко Всемирному банку с просьбой дать рекомендации по проблеме занятости граждан, рожденных после 2000-го года. Это демонстрирует полную беспомощность госаппарата и его аффилированость с международными консультантами». Данияр Нурсеитов, заместитель председателя правления Коллегии аудиторов

Напомним, что в прошлом году Тамара Дуйсенова обратилась за рекомендациями во Всемирный банк.

Беспокойство министра вызвал выход на рынок труда граждан, рожденных после 2000-го года.

Министр заявила, что потребности у нового поколения высокие, а навыки недостаточны по сравнению со старшим поколением. Дуйсенова обратилась с вопросом к Всемирному банку: что делать с теми, кто получил диплом, но не имеет достаточных профессиональных навыков, которые нужны работодателям.

«Именно Всемирный банк предложил Казахстану в середине 2000-х перестроить систему образования страны по принципу «коммерциализации знаний. Предыдущие реформы в образовании были приняты по рекомендациям международных организаций и в результате присоединения Казахстана к Болонскому соглашению, что привело к снижению уровня образования, на которое сетует министр труда. Эта ситуация показывает несамостоятельность и инфантильность чиновников». Данияр Нурсеитов, заместитель председателя правления Коллегии аудиторов

Одной из причин такого влияния иностранных экспертов на политику государства видят, в том числе, в Послании Президента План нации – 100 конкретных шагов (2015 г.).

В 11 шаге говорится о допуске к работе на госслужбе для зарубежных менеджеров и сотрудников международных организаций.

Кроме того, Постановление Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Правил законотворческой работы Правительства Республики Казахстан» от 29 декабря 2016 года № 9077 указано, что разработке НПА могут предшествовать рекомендации международных организаций. Однако исходя из текста постановления такие рекомендации являются фактически обязательными.

«Имеются случаи, когда нормативные акты полностью разрабатываются иностранными консультантами и принимаются правительством. Например, Концепция инвестиционной политики Республики Казахстан до 2026 года, утвержденная Правительством РК, разрабатывалась компаниями Pwc и EY». Данияр Нурсеитов, заместитель председателя правления Коллегии аудиторов

Участники пресс-конференции отдельно отметили поправки в Налоговый кодекс.

«В качестве обоснований для повышения ставки Министерство экономики привело примеры отдельных стран, таких как страны ЕАЭС, Дания, Норвегия, Франция, Германия и т.д. В этих странах действуют высокие ставки НДС. Но здесь возникает резонный вопрос: почему в документе не приведен пример Сингапура, где ставка НДС составляет 8%? Или, например, Южной Кореей с 10%-ой ставкой? Швейцарии – 8%, ОАЭ и Канада – 5%, Катар и Гонконг – 0%?» Фарида Есимбай, эксперт НИИ аудиторской деятельности и финансовой отчетности

По словам участников, изменения в Налоговый кодекс также происходят после согласования с международными организациями.

«Налоговое законодательство также находится в сильной зависимости от международных организаций. Например, ОЭСР 3 года назад высказался о том, что Казахстану нужно повышать налоги, в частности ИПН и НДС. Так как одной из функций налогов является регулирующая, то принимая эти рекомендации без учета собственных интересов чиновники допускают внешнее вмешательство во внутреннюю политику Казахстана». Фарида Есимбай, эксперт НИИ аудиторской деятельности и финансовой отчетности

Более того, вызывают вопросы допуск иностранцев к стратегическим объектам Казахстана.

«В этом году KPMG Индия посетила все электростанции – стратегические объекты для технического аудита по приглашению министра энергетики (МЭ) РК Алмасадам Саткалиев. Аудит KPMG преподносится как некий успех, но по факту является демонстрацией пренебрежения к национальной безопасности страны». Данияр Нурсеитов, заместитель председателя правления Коллегии аудиторов

Участники конференции напомнили про список «инагентов», недавно опубликованный КГД МФ РК.

«Всемирным банком с 1993 года Казахстану выделено 13 млрд США. В 2021 году МВФ выделил Казахстану 1,57 млрд долларов США. Как видно суммы финансирования существенны, но мы почем-то не видим в списке «инагентов» Правительство, Министерство финансов и Министерство национальной экономики». Данияр Нурсеитов, заместитель председателя правления Коллегии аудиторов

Участники отметили, что принятие международных стандартов аудита и финансовой отчетности в Казахстане также было сделано по рекомендации Всемирного банка.

«Итогом непродуманного внедрения международных стандартов стали искажения консолидированной финансовой отчетности в Казахстане, манипуляции с финансовой отчетностью компаний Самрук-Казына, которую в итоге подтверждают компании «большой четверки». Фарида Есимбай, эксперт НИИ аудиторской деятельности и финансовой отчетности

Эксперты отметили деятельность Министерство финансов, который создает комфортные условия для иностранных консультантов.

«Итогом работы с иностранными консультантами стало создание коррупциогенного органа, благодаря которому министерство получило возможность на законных основаниях утверждать прайс-лист услуг профсовета. В результате – плата за услуги идет не в профессиональные организации или государству, а в карман участников профсовета. Уже сейчас в результате снижения конкуренции на аудиторском рынке Центральный банк и Правительство РФ рассматривают вопрос о допуске российских аудиторов, в том числе на рынок Казахстана». Владимир Мурашов, председатель правления ПАО «Коллегия аудиторов»

Аналогичная ситуация наблюдается в сфере бухгалтерского учета, также находящейся под контролем Министерства финансов РК.

«Удивительно, что Минфин признал сертификат профессионального бухгалтера, признанный на государственном уровне, барьером и исключил из минимальных требований к аудиторским организациям по проведению обязательного аудита требования по наличию в штате аудиторской организации двух обладателей сертификата профессионального бухгалтера. Даже если сертификат признан барьером, то почему Минфин оставил в своем приказе требования о наличии британских и американских сертификатов?». Альмира Шарафутдинова, председатель правления ОЮЛ «Альянс бухгалтеров и аудиторов Казахстана», член Регсовета НПП «Атамекен» г. Астаны, член Совета по барьерам при АЗРК г. Астаны

В заключении участники конференции отметили негативное влияние проектов Всемирного банка. Так, в период с 2003 по 2013 год, по данным Международного консорциума журналистов-расследователей, более 3 млн человек были вынуждены переехать или сменить основное место работы из-за проектов Всемирного банка.

Показать больше

Похожие публикации

Добавить комментарий

Back to top button