В последнее время в Казахстане все упорнее звучат призывы о внедрении принципов устойчивого развития. Только с одной стороны кажется, что это просто очередное модное веяние, которое поможет, по мнению чиновников и депутатов, подобраться вплотную к развитым странам. Реальные намерения вряд ли имеют что-то общее с попыткой достигнуть «устойчивости развития».
И недавнее заседание Парламентской комиссии по мониторингу реализации национальных целей и задач в области устойчивого развития РК подтверждает это.
Манипуляция информацией?
На заседании Парламентской комиссии были озвучены данные исследования Бюро национальной статистики, согласно которым 88% опрошенных компаний не знакомы с критериями ESG.
Однако сколько компаний и какие секторы экономики участвовали в исследовании не было сказано. Соответственно, возникают определенные вопросы о том, насколько репрезентативна эта выборка. В любом случае, цифра красивая, и под нее можно выделить бюджетное финансирование.
Впрочем, можно быть уверенным, что финансовые организации и компании Самрук-Казына точно в курсе критериев ESG, учитывая их траты на различные семинары и обращения к соответствующим рейтинговым агентствам.
Несколько настораживает, что «впихнуть» принципы ESG пытаются малым и средним предприятиям. Пока только под видом рекомендаций, но учитывая казахстанскую страсть к кампанейщине, можно предположить, что соблюдение новомодных принципов станет для многих обязательным.
Думаете это невозможно? Но давайте вспомним 2006 год, когда «благодаря» поправкам в Закон о бухучете, все без исключения организации Казахстана стали обязаны составлять финансовую отчетность по МСФО. Конечно, потом это недоразумение было исправлено, но что-то подсказывает, что наша законодательная и исполнительная власть в принципе не может признавать, а тем более учиться на чьих-либо ошибках.
Тенденция уже прослеживается. Казахстанские банки регулярно отчитываются о внедрении стандартов и принципов устойчивого развития, а фонд «Даму» красочно объясняет МСБ почему ESG станет для них панацеей. Вполне возможным представляется включение требования о соблюдении принципов ESG в качестве условия для получения финансирования бизнеса.
Очевидно, что в будущем, учитывая страсть наших чиновников к бездумному внедрению зарубежных практик, принципы ESG могут стать препятствием для бизнеса в привлечении финансирования.
Есть ли связь между экологическими проблемами и принципами ESG?
Спикер Сената Маулен Ашимбаев озаботился низкой экологической ответственностью компаний. Он отметил, что «игнорирование ESG-принципов влечет за собой многочисленные риски для экономики, репутации и финансовой стабильности предприятий и страны в целом». В качестве примера были приведены недавний пожар в Мангистауской области и прорыв хвостохранилища Казцинка, которые привели к значительным экологическим последствиям.
Только приведенные примеры не имеют никакого отношения к соблюдению ESG-принципов.
Напомню, что причинами пожаров на месторождениях Мангистауской области стали:
– бурение субподрядной организацией скважин без проектной документации;
– проведение буровых работ с буровой установкой, не оборудованной в соответствии с проектной документацией;
– отсутствие контроля технологического процесса строительства скважины и т.д.
Что касается Казцинка, то там вовсе причина заключалась в лопнувшей магистрали.
Иначе говоря, обе ситуации связаны с банальной халатностью и отсутствием ответственности. Хотя, Ашимбаеву, как руководителю Сената по должности не обязательно вникать в подобные нюансы.
Внедрение ESG ‒ невосполнимые потери для бюджета?
По итогам обсуждения Парламентской комиссией были озвучены рекомендации и инициативы по дальнейшей совместной работе госорганов и экспертов. В частности, было предложено ввести особые налоговые условия для компаний, активно внедряющих ESG-стандарты, и рассмотреть законодательные основы для более эффективного «зеленого финансирования».
Правда, это больше напоминает декларативные лозунги, так как конкретные предложения не были озвучены.
Вообще, здесь следует напомнить, что Казахстан регулярно «обжигается» и расплачивается за необдуманное следование европейской повестке.
Можно вспомнить недавний пример Самрук-Энерго, который полностью списал инвестиций стоимостью 2,4 млрд тенге в Энергии Семиречья, признав, что ценность от их использования равна нулю.
Общая сумма неэффективных инвестиций Самрук-Энерго, включая инвестиции в «зеленую» энергетику, составила почти 14 млрд тенге только за 2022 год.
Кстати, инвестиции в «зеленую» энергетику прекрасно способствуют «распилу» бюджета. Например, в 2023 году департаментом внутреннего государственного аудита по городу Астане в одной из «дочек» все того же Самрук-Энерго выявлена растрата активов на сумму более 15 млрд тенге, направленных на строительство объекта по выработке электроэнергии с помощью ветра.
При этом, Казахстан продолжает упорно стремиться к зеленой энергетике, подписывая различные соглашения и активно пытаясь внедрить принципы устойчивого развития, несмотря на то, что это приводит к убыткам, за которые расплачиваться придется рядовым гражданам.
Впрочем, потуги Ашимбаева и других можно объяснить. По состоянию на конец 2023 года активы европейских ESG-фондов составили свыше 6 трлн долларов США. Здесь нужно отметить, что в Европе отмечают непрозрачность большинства таких фондов. Но для казахстанских чиновников и депутатов это скорее плюс – мутной водой их не напугать.
Битва за бюджет
В Казахстане за главенство в сфере внедрения ESG идет активное соревнование. Пока не определен орган, который в итоге будет ответственен за внедрение ESG, и, соответственно, будет получать бюджетное финансирование, поэтому каждый пытается доказать свою эффективность в этом вопросе.
Государственные органы, НПП и Самрук занялись тем, что у них лучше всего получается, – показухой.
Например, 2023 году НПП создал Совет по устойчивому развитию и ESG. Создание такого совета было очень важно для НПП, даже несмотря на имеющийся в структуре палаты Национальный совет по корпоративному управлению. Несмотря на заверение председателя Якупбаевой о том, что «Совет по устойчивому развитию и ESG планирует стать не просто имиджевой площадкой, а создать надстройку по взаимодействию с Правительством, Парламентом и международными институтами», пока эта инициатива выглядит исключительно PR-ходом в попытке не отставать от повестки.
Разумеется, не мог остаться в стороне Самрук-Казына, который в 2022 году в рамках «реформ» Фонда не только определил соответствие принципам ESG своей приоритетной задачей Фонда, но и анонсировал ужесточение требований к подрядчикам, поставщикам и инвестиционным партнерам на соответствие ESG-требованиям.
Было бы странно, если бы внедрением ESG не заинтересовались иностранные консультанты. Ведь для них внедрение очередного элемента карго-культа представляет еще одну возможность поучаствовать в освоении бюджета Казахстана.
Весьма показательной является Дорожная карта для повышения осведомленности по вопросам ESG и устойчивого финансирования на 2024 год, утвержденная Агентством Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка.
Дорожная карта состоит из 15 семинаров, в которых должны принять участие как сотрудники АРРФР, так и финансовые организации. Двенадцать из них проведут компании «большой четверки». Разумеется, иностранными консультантами движет исключительно альтруизм.
Недостатки ESG
К сожалению, казахстанские чиновники и депутаты окончательно теряют критическое мышление, когда речь идет об освоении бюджета.
При этом, отрицательные стороны ESG достаточно очевидны:
– отсутствие объективности ESG-рейтингов и их закрытость для малого и среднего бизнеса;
– «принудиловка» к соблюдению принципов с учетом отсутствия доказательств положительной экономической отдачи;
– увеличение расходов на следование ESG-повестке, что неизбежно повлечет за собой увеличение стоимости продукции;
– размытое определение ESG, а стандарты различаются по методам и целям.
Как будет согласовываться внедрение ESG с развитием малого и среднего бизнеса пока не ясно. Скорее ESG станет очередным барьером для бизнеса в Казахстане, чем будет способствовать его развитию.
Заключение
Безусловно, никто не отрицает необходимость защиты экологии, соблюдения социальных стандартов и повышения уровня корпоративного управления. Но не стоит забывать, что эти требования уже заложены Конституцией и законодательством Казахстана. Что мешает их выполнять без присоединения к ESG-повестке?
Пока бурная деятельность чиновников и депутатов, подстегиваемая различными иностранными структурами, напоминает попытку получить выгоды на волне хайпа ESG. А что касается последствий… Когда это кого-то заботило?
P.S. Кстати, в сфере ESG достаточно распространено такое понятие как гринвошинг («зеленый камуфляж») – экологичное позиционирование компании или товара/услуги без достаточных для этого оснований. Иначе говоря, это банальное мошенничество и пускание пыли в глаза. Может поэтому идеи ESG так близки нашим государственникам?