На заседании палаты в первом чтении рассмотрены документы, вносящие коррективы в действующую правовую базу по вопросам аудиторской деятельности. При обсуждении в Комитете Сената, наиболее спорными оказались нормы, касающиеся создания и деятельности квалификационных комиссий, их численного состава, программы аттестации.
Так, по словам сенатора Юрия Цхая, правительственный вариант законопроекта предусматривал передачу Квалификационной комиссии в уполномоченный орган с привлечением равного числа представителей профессиональных организаций и работников заинтересованных государственных органов.
Вариант, направленный Мажилисом, предоставляет право каждой профессиональной организации или самостоятельно учреждать комиссию, или стать участником одной из действующих комиссий.
Если профессиональная организация не учредила и (или) не стала участником одной из действующих комиссий, она обязана делегировать своих представителей в состав одной из действующих комиссий, то есть 4 варианта действий профессиональными организациями, которые на практике могут затруднить работу квалификационной комиссии, что в свою очередь, отразится на принятии решений.
Поэтому предложено создание Квалификационной комиссии сделать обязательным для профессиональных организаций с численностью не менее 10 аудиторских организаций.
При этом в состав Квалификационной комиссии входят по одному представителю от уполномоченного органа, что обеспечит единообразие в деятельности комиссии.
Программа аттестации кандидатов в аудиторы разрабатывается Квалификационной комиссией и должна соответствовать международным стандартам финансовой отчетности и отечественному законодательству.
Это, по мнению Ю.Цхая, явится лакмусовой бумажкой конкурентоспособности комиссии на данном рынке.