Вице-министр Берик Шолпанкулов сообщил о предстоящем реформировании существующей системы государственного финансового контроля за расходованием государственных средств. Им акцентировано внимание на том, что действующая модель контроля все еще характеризуется отсутствием целостности, системности функций и разграничений между внешним и внутренним контролем, что не способствует эффективному управлению бюджетным процессом. В связи с чем, внедрение института государственного аудита позволит дать оценку существующей системе управления и определит направления по ее дальнейшему эффективному развитию, как это успешно реализовано во многих странах с аналогичной системой государственного управления.Данная работа начата в соответствии с Посланием Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 14 декабря 2012 года «Стратегия “Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства», в котором отмечалось: «Нам нужно создать комплексную систему государственного аудита на основе самого передового мирового опыта» и на сегодня разработана Концепция внедрения государственного аудита в Республике Казахстан. Внедрение государственного аудита позволит выработать рекомендации для повышения эффективности управления и использования государственных средств и активов государства на основе оценки деятельности государственных органов и субъектов квазигосударственного сектора в развитии экономики или отдельных ее отраслей. Как известно внедрение государственного аудита будет осуществляться поэтапно.Директор Департамента методологии бюджетных процедур Зайфун Ерназарова проинформировала об основных подходах формирования и реализации новой бюджетной политики до 2020 года. Она направлена на обеспечение комплексности проведения реформы в области государственных финансов, основанных на Концепции новой бюджетной политики Республики Казахстан и Концепции совершенствования системы государственного планирования, ориентированного на результат. Они предполагают в два этапа с 2013 года по 2020 год формирование основ для обеспечения сбалансированности государственных финансов и бюджетной эффективности.
Наглядно изложены основные различия бухгалтерского учета по кассовому методу и методу начисления.
Как известно, с 1 января 2013 года бухгалтерские службы государственных учреждений республиканского и местных бюджетов по Единой учетной политике и национальным стандартам осуществили переход с кассового метода учета на метод начисления. В соответствии с Договором, заключенным между Министерством финансов и Международной федерацией бухгалтеров национальные стандарты финансовой отчетности должны соответствовать актуальному состоянию МСФООС. С 1 января 2014 года в госучреждениях будет внедрен новый стандарт – МСФООС 32: «Концессионные соглашения на предоставление услуг: поставщик концессии», и внесены изменения и дополнения в национальные стандарты по МСФООС «Финансовые инструменты государственного сектора», «Финансовые инвестиции госсектора», «Первое применение МСФООС».
В 2015 году планируется внедрение новых стандартов «Анализ основных показателей финансовой отчетности» и «Государственные коммерческие предприятия».
Начата в 2013 году и будет проводиться в 2014 году работа по разработке проекта Единого плана счетов (ЕПС) в целях гармонизации финансовой и бюджетной отчетности, «пилотный» проект запланирован на 2015 год, внедрение на 2016 год. На 2014-2015 годы запланирована разработка формата и порядка представления консолидированной финансовой отчетности государственного сектора, на 2017-2018 годы разработка формата и формирование консолидированной финансовой отчетности государственного сектора и квазигосударственного сектора.