Вчера в Вашингтоне состоялся первый из двух запланированных круглых столов по справедливой стоимости, организованный американской Комиссией по ценным бумагам и биржам (SEC). Среди его участников были видные представители американской деловой элиты: аудиторы PricewaterhouseCoopers и Grant Thornton, банкиры BancorpSouth, Goldman Sachs и Key Bank, представили организаций, занятых в сфере финансового регулирования (Федеральная корпорация по страхованию депозитов, FDIC) и др.
Из всех присутствующих подавляющее большинство высказалось в пользу сохранения подхода на основе справедливой стоимости, и лишь несколько человек в ходе своих выступлений раскритиковали привязку стоимости к рынку. Среди таковых был замечен Уильям Айзек (William Isaac), экс-председатель FDIC и нынешний глава Secura Group, который раскритиковал действия правительства в условиях кризиса: «То, что они делают – бессмыслица. В качестве правой руки (правительства) у нас действует Казначейство, которое раздает денежный капитал с той же скоростью, с который SEC и FASB разрушают его своим учетом на основе рыночных цен». Вообще говоря, из всех присутствующих именно Уильям Айзек выставил себя в качестве самого ярого оппозиционера справедливой стоимости. «Я не вижу ничего “справедливого” в системе, которая сама по себе неправильна, что очевидно. Она разрушает банковский капитал», – не без сарказма сказал он, играя здесь двумя, пожалуй, самыми частыми в употреблении терминами последних дней – «прозрачность» («transparently wrong», т.е. «неправильна, что вполне прозрачно и заметно всем») и, собственно, само название подхода на основе справедливой стоимости.
Его поддержали представители Американской ассоциации банкиров (ABA) – что, в принципе, ожидалось, так как свое отношение к политике американского Совета по стандартам финансовой отчетности (FASB) они уже успели высказать вскоре после публикации ФАСБИ нового руководства по справедливой стоимости. «Если предположить, что сама модель бизнеса основана на справедливой стоимости, в этом случае – да, именно она может быть самой точной оценкой. Но что если бизнес полагается на другую модель? В этом случае использование рыночной стоимости уже будет вводить инвесторов в заблуждение», – высказался на этот счет Обри Паттерсон (Aubrey Patterson), экс-председатель ABA и действующий исполнительный директор BancorpSouth. «На самом деле, модели бизнеса подавляющего большинства банков вовсе и не основаны на справедливой стоимости: как правило, это традиционные коммерческие и розничные банки, созданные таким образом, чтобы наиболее полно удовлетворять потребности своих клиентов», – поддержал его Рэнди Феррел (Randy Ferrell), президент и исполнительный директор Fauquier Bankshares. – «Банкиры очень озабочены сейчас этим подходом и дальнейшими перспективами – я имею в виду движением в сторону полной справедливой стоимости абсолютно для всех финансовых инструментов».
Тем не менее, большинство присутствовавших на конференции заявили о своей поддержке действующего сегодня подхода и предостерегли о возможных опасностях в том случае, если вдруг от него решено будет отказаться. Рэй Болл (Ray Ball), профессор Школы бизнеса при университете Чикаго, сослался на негативный опыт Японии 90-х годов (этот же пример, кстати, привел в своем недавнем интервью и глава Токийской фондовой биржи, очевидно владеющий знаниями о реалиях японской экономической системы «изнутри»). «В течении очень долгого времени банкам Японии дозволялось отображать по исторической стоимости активы на балансах», – сказал Рэй Болл. – «По этой причине рынки и инвесторы не могли судить, какие из них являются сильными, а какие – слабыми. Это привело к неверному распределению капитала в экономике и осложнило процесс её последующего оздоровления».
Партнер PricewaterhouseCoopers Винсент Колман (Vincent Colman) озвучил мнение аудиторского сообщества, сказав, что, несмотря на все недостатки, все же именно справедливая стоимость сегодня является наилучшим средством обеспечения прозрачности и эффективности финансовых рынков.
Источник цитаты: GAAP.ru
По материалам The New Your Times, WebCPA