Законопроектом предусматриваются следующие типы государственного аудита: аудит финансовой отчетности, аудит соответствия, аудит эффективности.
Этот правительственный законопроект с сопутствующими поправками презентован сегодня в Комитете Мажилиса по финансам и бюджету.
Представил документ вице-министр финансов Берик Шолпанкулов.
Как отмечалось на заседании, для взаимного признания результатов проводимого государственного аудита предлагается процедурные стандарты государственного аудита финансовой отчетности, процедурные стандарты внутреннего государственного аудита и финансового контроля разрабатывать уполномоченным органом по внутреннему аудиту по согласованию со Счетным комитетом и утверждать Правительством.
В зависимости от субъекта государственный аудит подразделяется на внешний и внутренний государственный аудит.
Субъектами внешнего государственного аудита и финансового контроля будут выступать Счетный комитет и счетные комиссии.
Субъектами внутреннего государственного аудита и финансового контроля будут уполномоченный орган по внутреннему аудиту, службы внутреннего аудита центральных государственных органов, аппаратов акимов областей, города республиканского значения, столицы, а также службы внутреннего аудита ведомств центральных государственных органов, создаваемые по усмотрению первого руководителя в рамках предусмотренной штатной численности.
Служба внутреннего аудита независима от других структурных подразделений подчинена и подотчетна только первому руководителю государственного органа.
Законопроектом предусматриваются следующие типы государственного аудита: аудит финансовой отчетности, аудит соответствия, аудит эффективности.
Аудит финансовой отчетности будет предполагать оценку достоверности, обоснованности финансовой отчетности, учетной системы и финансового состояния объекта аудита, позволяющей аудитору выразить мнение о соответствии финансовой отчетности требованиям законодательства и бухгалтерских стандартов.
Аудит соответствия заключается в оценке и проверке соблюдения объектом аудита требований бюджетного и иного законодательства Республики Казахстан, нормативных и правовых актов, регламентирующих использование финансовых средств и активов государства, а также его деятельность.
Аудит эффективности будет предполагать оценку и анализ деятельности объекта аудита на предмет экономичности, продуктивности и результативности.
Счетный комитет с сохранением действующих функций наделяется следующими новыми функциями:
предварительная оценка проекта республиканского бюджета;
реализация ежегодного аудита консолидированной финансовой отчетности (на уровне республики);
оценка управления и использования природных ресурсов;
обеспечение развития, функционирования и доступа к Единой базе данных государственного аудита и финансового контроля в целях обмена информацией с другими контрольными и надзорными органами, иными государственными органами, объектами государственного аудита, а также проведения электронного государственного аудита;
оценка реализации стратегий национальных холдингов;
оценка формирования и управления государственным и гарантированным государством долгом, деятельности по проведению мониторинга за валовым внешним долгом государства;
аудит формирования и использования средств Национального фонда Республики Казахстан;
принятие мер по устранению выявленных (выявляемых) в ходе государственного аудита и экспертно-аналитических мероприятий нарушений, а также по выявлению, анализу, оценке и прогнозированию угроз национальной безопасности в финансово-экономической сфере.
Функции счетных комиссий идентичны Счетному комитету по контролю за исполнением республиканского бюджета, за исключением оценки проекта бюджета, и ограничены в пределах соответствующей административно-территориальной единицы и коммунального имущества.
Уполномоченный орган по внутреннему аудиту будет осуществлять ограниченный контроль (использования резерва Правительства Республики Казахстан, расходов, связанных с увеличением сметной стоимости бюджетных инвестиционных проектов, неналоговых поступлений бюджетов разных уровней, софинансирования из бюджета концессионных проектов, соблюдения законодательства в области государственного имущества, государственных закупок, бухгалтерского учета и аудиторской деятельности) и будет сосредоточен на аудите финансовой отчетности и аудите эффективности.
Уполномоченный орган по внутреннему аудиту будет также проводить оценку эффективности деятельности служб внутреннего аудита. Службы внутреннего аудита без ограничения действующих функций наделяются также функциями по участию в аудите финансовой отчетности и мониторингу эффективности в государственном органе.
В соответствии с международной практикой и в целях внедрения элементов корпоративного управления, организации эффективного взаимодействия в рамках внутреннего аудита, управления рисками внутри государственного органа предлагается создание Совета по государственному аудиту и рискам, как консультативно-совещательного органа, возглавляемого первым руководителем государственного органа.
Законопроектом описываются процедурные основы проведения государственного аудита: планирование, сбор доказательств, недопущение проведения аудита при конфликте интересов и взаимное признание органами государственного аудита результатов аудита.
Вместе с тем законопроектом систематизируются акты, принимаемые по результатам аудита, которые включают:
аудиторский отчет – документ, составленный непосредственно проводившими государственный аудит должностными лицами о результатах проведенной работы за определенный период времени;
аудиторское заключение – документ Счетного комитета, счетной комиссии, уполномоченного органа по внутреннему аудиту, составляемый на основании аудиторских отчетов, содержащий выводы и рекомендации;
предписание – документ, принимаемый Счетным комитетом, счетной комиссией, уполномоченным органом по внутреннему аудиту, содержащий решения, обязательные для исполнения всеми государственными органами, организациями и должностными лицами, к которым он обращен;
отчет о результатах внутреннего аудита – документ, составленный службой внутреннего аудита, содержащий рекомендации по улучшению внутренних процедур, правил, процессов в целях повышения эффективности работы, достижения прямых и конечных результатов деятельности объекта государственного аудита, представляемый первому руководителю государственного органа и уполномоченному органу по внутреннему аудиту.
Для обеспечения внутреннего контроля качества и объективности руководители органов государственного аудита должны создать систему перепроверки и мониторинга выданных аудиторских отчетов, начиная от планирования до выдачи результатов.
Для обеспечения внешнего контроля качества уполномоченный орган по внутреннему аудиту проверяет качество работы Служб внутреннего аудита. Счетный комитет, в свою очередь, вправе проверить на соответствие стандартам и правилам аудиторские отчеты, выданные всеми органами государственного аудита.
Институциональное укрепление Счетного комитета будет сопровождаться усилением экспертно-аналитической деятельности и осуществлением предварительной, текущей и последующей оценки бюджета и международным сотрудничеством.
Законопроектом также предусмотрены вопросы взаимодействия органов государственного аудита, которые строятся на основе создания единой базы данных государственного аудита и финансового контроля.
Также законопроектом предусмотрено создание системы подготовки и переподготовки, повышения квалификации работников органов государственного аудита.
Будет внедрена независимая, единая система сертификации государственных аудиторов с последующей аттестацией в рамках законодательства о государственной службе, но с дополнительным перечнем вопросов, касающихся непосредственно стандартов и правил государственного аудита.
Порядок проведения сертификации государственных аудиторов, принятия по их итогам решений, положение о Национальной комиссии по сертификации государственных аудиторов утверждается Счетным комитетом по согласованию с уполномоченным органом по внутреннему аудиту.
Устанавливаются квалификационные требования к членам Счетного комитета, председателю и членам ревизионных комиссий, к государственным
внешним и внутренним аудиторам (типовые квалификационные требования), а также гарантии их независимости.
Введение ряда механизмов по созданию единой базы данных, системе управления рисков, признанию аудиторских отчетов, актов контроля, ограничению функций уполномоченного органа по внутреннему аудиту и финансовому контролю – минимизируют проверки.
Законопроектом предусмотрена регламентация взаимодействия с правоохранительными органами.
Принятие законопроекта позволит внедрить целостную систему государственного аудита и повысить эффективность деятельности государственных органов в достижении поставленных перед ними задач.
Таким образом, законопроектом предусматривается создание правовой основы, связанной с внедрением государственного аудита и совершенствованием финансового контроля, путем определения органов их компетенций и их взаимодействия с другими государственными органами, основных видов, принципов, стандартов и основ проведения государственного аудита и финансового контроля.
***
При разработке законопроекта учтены подходы, отраженные в Указе Президента Республики Казахстан от 3 сентября 2013 года «Об утверждении Концепции внедрения государственного аудита в Республике Казахстан».
Законопроектом предусмотрено применение международных принципов аудита и требований Лимской декларации и международных стандартов аудита.
***
После доклада и ответов на вопросы парламентариев рабочая группа, возглавляемая Секретарем этого Комитета Татьяной Яковлевой, решила продолжить дальнейшее обсуждение законопроекта на своих последующих заседаниях. Председательствовала на сегодняшнем заседании руководитель Комитета Гульжана Карагусова.