Демонстративно очень довольные друг другом главы мировых стран-лидеров разъехались из Торонто после саммитов G8 и G20. По итогам «двадцатки» принято многостраничное заявление, содержащее множество громких и пафосных обещаний. В частности, согласно этому документу, приоритетом ведущих мировых держав должно стать «обеспечение и закрепление восстановления экономики, закладка основ для уверенного, продолжительного и сбалансированного экономического роста, а также укрепление финансовых систем с целью противостоять возможным рискам».
Однако в реальности соблюдать декларации будет непросто – да и не факт, что у кого-то возникнет желание это делать. Например, лидеры обязались вдвое сократить дефицит госбюджетов к 2013 году. «Это сильное заявление, но есть и нюанс – G20 подчеркнула, что страны при этом должны сохранить хороший темп роста экономики. Обязательство формальное, оно не является юридически обязывающим. По сути, это жест «доброй воли». Вероятно, такого рода заявление было принято в качестве поддержки действий Евросоюза и, особенно, Германии», – предполагают эксперты ИК «Грандис Капитал».
Отметим, что 25 мая 2010 года госдолг США перешагнул порог в $13 трлн и достиг 83% ВВП. По оценкам сенаторов Конгресса, к 2014 году он вырастет до $18,35 трлн, то есть почти до 100% ВВП. У ряда европейских стран внешний долг уже составляет около 75% ВВП, а через пару лет достигнет 115%. Проще говоря, рост госдолгов в ближайшие несколько лет – объективная реальность.
Кроме того, на G20 было решено «продлить запрет» на протекционизм в торговле. Страны также обязались не вводить дополнительных ограничений на экспорт. Но каждый из глав государств за время кризиса обещал подобное по десятку раз. А заградительные пошлины как вводились, так и вводятся. Разве что, для сохранения реноме, импортеров обвиняют в демпинге. «В условиях финансового кризиса правительства заинтересованы, главным образом, в принятии мер по поддержке национальных производителей, чем в отстаивании принципов свободной торговли», – пояснила «Росбалту» аналитик ФЦ «Инфина» по банкам и макроэкономике Вероника Чекина.
«Несмотря на видимую готовность к совместному сотрудничеству, ни одна из стран-участниц саммитов не пойдет на отмену протекционистских мер в ущерб собственному экономическому развитию, – со своей стороны, заявил руководитель аналитического управления ИФК «Алемар» Василий Конузин – Другое дело, что в настоящий момент протекционизм отдельных стран перерос в протекционизм страновых блоков». По мнению эксперта, мировая экономика не достигла той степени глобализации, когда от протекционизма можно отказаться. В условиях многополярного мира протекционизм перейдет на уровень страновых блоков, а не стран, но все равно останется.
Наконец, в итоговом заявлении G20 участники саммита обещали принять совместные обязательства по реформе финансового сектора. В частности, ряд стран выдвинули идею введения специального налога на банковскую деятельность для создания дополнительного фонда стабилизации экономики. Выдвинули – и идея повисла в воздухе. США, Германия, Франция и некоторые другие государства выступают за введение такого налога; Япония, Индия, Китай, Канада и Россия – против.
Другое ключевое расхождение – в позициях Европы и США в отношении стимулирования экономики в текущих условиях. «По этому вопросу также не было найдено общих точек соприкосновения. Как известно, европейские страны встали на путь жесткой экономии и считают вредным создавать новые стимулы для экономики, – отмечают в «Грандис Капитал». – Такая ситуация может привести к существенному разрыву в темпах экономического восстановления ЕС и США».
Очередной саммит «большой двадцатки» завершился в минувшее воскресенье «практически безрезультатно», полагают аналитики инвесткомпании «Грандис Капитал». «Нельзя сказать, что на саммит возлагались большие надежды, но предыдущие встречи лидеры ведущих стран хотя бы демонстрировали единство в борьбе с кризисом. Теперь, по мере восстановления экономик, взгляды на ситуацию стали противоположными», – резюмируют эксперты.
Источник: Росбалт