Регуляторы, таким образом, оказались сейчас на перепутье. С одной стороны, столько всего было сказано о якобы отсутствующей конкуренции на аудиторском рынке и засилье «Большой четверки», но с другой – они не могут дать всей свободы малым аудиторам, чтобы те отыграли свою долю рынка, как раз по причине их недостаточной некомпетентности, на которую указывают результаты исследования.
Лицензирование аудиторской деятельности в Британии сейчас представляется своего рода условием для доказательства собственной компетентности. Прямым следствием его введения станет значительное сокращение числа малых компаний. Неумолимая статистика, однако, свидетельствует, что те и так уже покидают рынок: чисто таких компаний упало с 9950 в 2004 году до 7843 сегодня.
Как заявил Джонатан Рассел (Jonathan Russell), партнер базирующейся в Оксфордшире компании ReesRussell, уже сегодня организации сокращают свое вовлечение в сложные, международные аудиторские соглашения. Рассел является по совместительству председателем бухгалтерского объединения The UK200Group, члены которого обязаны проходить регулярные независимые проверки на качество. Он подозревает, что причиной того, почему так мало фирм из The UK200Group попало в «черный список» POB, является как раз то, что регуляторы и сами осознали, что глобальный международный рынок аудита вовсе не является их целью.
Парадокс, но реальные данные свидетельствуют, что малые компании сегодня вообще избавляются от своих приносящих невысокие прибыли аудиторских клиентов и сосредотачиваются вместо этого на продаже прибыльных, но менее регулируемых консультационных услуг. Эндрю МакДэйд (Andrew McDaid) из компании Mitchells Chartered Accountants сказал, что аудиторская работа как таковая далеко не всегда имеет какой-либо финансовый смысл для малых аудиторов. «Для этих компаний будет более разумным вообще отказаться от аудиторской регистрации, и я знаю несколько таких, которые так и сделают», – сказал он.
Есть мнение, что отчет POB, о котором говорилось выше, подсадит в умы общественности мысль, что «большое всегда лучше». Малые фирмы продолжают защищаться тем, что у них достаточно опытные, квалифицированные кадры, а их услуги являются хорошей (а, главное, эффективной с позиции затрат) альтернативой услугам топ-десятке аудиторского рынка.
Давление идет ещё и с другой стороны – формальные количественные требования к проведению аудита. Так, в 1981 году все компании, чей годовой оборот превышал £1.4 миллиона, были обязаны проходить аудит. Сегодня этот порог составляет £6.5 миллионов, то есть, иными словами, клиентская база была сокращена. Правительственное исследование, проведенное в 2008 году, показало, что есть смысл поднять этот порог еще выше. В среднем семь из десяти малых аудиторских предприятий заявили, что предпочли бы менее жесткие формы обеспечения качества услуг, которые они представляют, поскольку полный отказ от аудита для большинства из них означает сокращение годового дохода на сумму от £1000 до £5000.
Сегодня Совет по аудиторской практике возвращается к этой болезненной теме уже во второй раз. Регуляторам придется заручиться поддержкой всех крупнейших финансовых институтов, чтобы провести свои реформы, что будет непросто с учетом того, что профессионалы уже успели высказать свое несогласие с результатами исследования (они заявили, что выборка не была репрезентативной, а потому делать на её основе выводы для всего сектора будет неблагоразумным). Аудит при этом имеет для любой организации большую ценность с позиции репутации: это одно из немногих бухгалтерских направлений, где профессионалам не нужно постоянно конкурировать с неквалифицированными практикантами.
Представитель POB Пол Джордж (Paul George) с мнением ICAEW и ICAS ознакомился и привел свои контрдоводы. Да, в этот раз действительно было лишь 11 компаний, но – говорит он – они изучили еще 20 аудиторских заключений на протяжении предыдущих двух лет. Таким образом, говорит он, они наблюдают уже вполне себе реальную тенденцию.
Среди ближайших планов POB – продолжать обсуждение этой проблемы со сторонними организациями (такими как Department of Business), в то же время призывая аудиторов не браться за работу, которая лежит вне их компетенции. Пока это не введено в качестве обязательного требования, и вряд ли будет в ближайшее время, поскольку сопряжено с рядом трудностей практического плана – например, как точно определять квалификацию кадрового состава в каждом отдельном случае? Однако известно, что скоро могут быть внесены соответствующие поправки в руководство по аудиторской этике, которые будут настойчиво рекомендовать (но не заставлять) аудиторские фирмы не вступать в соглашения на проведение сложных аудиторских проверок, на которые у них просто может не хватить опыта.
Источник: GAAP.ru, «Accountancy Age»