МирНовости

«Большая четверка» не сможет работать с госкомпаниями

Депутаты Государственной думы из фракции ЛДПР сегодня внесут законопроект, вносящий изменения в статью 5 федерального закона «Об аудиторской деятельности». Согласно законопроекту, иностранные компании не смогут проводить аудиторские проверки предприятий с государственным участием. Законопроект (имеется в распоряжении «Известий») подготовлен вице-спикером Госдумы Игорем Лебедевым, заместителем руководителя фракции ЛДПР Ярославом Ниловым и депутатом Андреем Свинцовым.

Принятие предлагаемых изменений создаст благоприятные условия для российских аудиторских организаций, говорят авторы документа. Как считает ряд экспертов, в настоящее время отечественные аудиторы практически ни в чем не уступают организациям «большой четверки» (PricewaterhouseCoopers, KPMG, Ernst & Young,  Deloitte & Touche) и способны полностью обеспечить потребности предприятий с государственным участием в качественных аудиторских услугах.

Согласно пояснительной записке к законопроекту, сейчас наблюдаются тенденции, увеличивающие риски нанесения ущерба отечественной экономике. Так, в той части экономической деятельности, которая регулируется законом «Об аудиторской деятельности», доминируют представители международных аудиторских организаций и наблюдается тенденция роста присутствия этих организаций на рынке аудиторских услуг. По мнению авторов законопроекта, такая ситуация наносит ущерб экономическим интересам России.

На сегодняшний день крупнейшие российские промышленные предприятия зависят от услуг, оказываемых аудиторскими организациями, явно ангажированными участием в них иностранных собственников. Депутаты считают, что это обстоятельство может вызывать справедливые сомнения в проводимом аудите как в процедуре независимой оценки деятельности организации.

Заместитель председателя Госдумы Игорь Лебедев заявил «Известиям», что абсолютно нелогично предоставлять доступ иностранцам к государственной финансовой информации.

— Нужно понимать, что госкомпании — это довольно значительный и серьезный сектор экономической жизни нашей страны. И позволить проводить их аудит иностранным компаниям или компаниям с долей иностранного капитала может быть небезопасно. В первую очередь нужно учитывать, что в условиях современных политических отношений со странами Запада, которые складываются у России, такие действия могут носить негативный характер, — заявил депутат.

Игорь Лебедев рассказал, что вносимый законопроект никак не коснется частных коммерческих компаний. По его словам, они смогут, как и раньше, выбирать абсолютно любых аудиторов.

— Частные компании не представляют государственные интересы, у них нет государственных тайн, и совершенно неважно, кто будет проверять пирожковую. А вот компании, которые занимаются государственными заказами, не могут подвергать риску экономическую безопасность страны. Тем более у нас есть свои профессиональные аудиторские организации, которые могут провести все необходимые ревизии. И в данном случае полученная информация не утечет на Запад. Таким образом, мы еще дополнительно поддержим отечественный бизнес, — отметил парламентарий.

Соавтор законопроекта депутат Госдумы Андрей Свинцов пояснил «Известиям», что изменения прежде всего направлены на исполнения поручений президента России Владимира Путина об обеспечении безопасности нашей страны, в том числе экономической.

— Как можно обеспечить безопасность, если все крупнейшие российские компании, включая оборонный сектор, банки с государственным участием, градообразующие предприятия, предоставляют сведения иностранцам. Больше всего возмущает то, что есть огромный перечень предприятий, где государство имеет стопроцентный пакет акций, и  даже они заказывают аудиторские проверки у «большой четверки». А в этих компаниях работают западные специалисты, которые получают доступ к документам и материалам. Естественно, вся полученная информация уходит и в США, и в ЕС. Такую практику надо менять, — заявил парламентарий.

Андрей Свинцов добавил, что во избежание уловок западных аудиторских организаций ограничения налагаются не только на иностранные, но и на российские компании с участием иностранцев.

— Мы предусмотрели и то, что закон смогут обходить путем регистрации новых или вхождения в уже действующие российские аудиторские компании иностранного капитала. Но таким компаниям также будет запрещено заниматься аудиторскими проверками в государственном экономическом секторе, — подчеркнул депутат.

В свою очередь, заместитель председателя комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков полагает, что все необходимые меры по аудиторам в России приняты — теперь иностранные компания зарегистрированы как юридические лица и несут полную ответственность за свои действия.

— Уже раньше была реализована идея, в соответствии с которой аудиторские организации являются юридическими лицами на территории России. То есть действуют не как филиалы или представительства, а фактически как российские юрлица, только там присутствует иностранный капитал. Если предлагаемые депутатами изменения будут приняты, то результат будет скорее отрицательным, чем положительным, потому что это будет восприниматься как недоверие к международным бизнес-компаниям, — отметил депутат-«эсер».

Тем не менее парламентарий признал, что российские аудиторские компании находятся в заведомо проигрышном положении в сравнении с западными специалистами.

— Дело в том, что одним из критериев отбора аудиторов является количество центральных банков, которые они проверили. На практике, учитывая короткую банковскую историю, российские аудиторские компании остаются без заказа. В этом направлении необходимо работать, чтобы устранить такую несправедливость, — сказал Анатолий Аксаков.

Сами аудиторы рассматривают ситуацию не так однозначно. Директор аудиторской компании «Листик и партнеры» Дмитрий Лукьянов считает, что наши компании в состоянии провести аудит, но совсем отрезать иностранцев от российского рынка нельзя, поскольку технологии чаще всего идут оттуда.

— Для нашей профессиональной отрасли это будет полезно, потому что часть заказов, достаточно важных и перспективных, уйдет российским компаниям. Что касается иностранных организаций, то здесь надо учитывать, что это не только большие цены, но и хорошие технологии, и чтобы их заменить, нужно обладать этими технологиями в России. Безусловно, у нас есть структуры, которые хорошо и профессионально оказывают услуги по аудиту, но таких компаний пока не очень много, — пояснил эксперт.

Дмитрий Лукьянов добавил, что проект закона больше является антисанкционной инициативой. По мнению эксперта, важно разделять компании просто с государственным участием и стратегические предприятия.

— Если сейчас речь идет о национальной безопасности, и в частности об оборонных предприятиях, тогда это имеет определенный смысл, — заявил он.

Российские компании всегда были конкурентами «большой четверки», считает президент Института профессиональных аудиторов Дарья Долотенкова. По ее мнению, национальный аудит в России очень силен даже в сравнении с некоторыми европейскими странами.

— У нас много выходцев из научно-исследовательских институтов, и это было уже изначально. К тому же с тех пор, как в России появился аудит, множество крупных компаний вступили в международные сети, которые технологически ни чем не отличаются от «большой четверки», — отметила Дарья Долотенкова.

Ранее депутат Евгений Федоров («Единая Россия») заявлял о намерении внести поправки, которые бы лишали аудиторские и консалтинговые компании, работающие в России и представляющие страны, которые ввели санкции в отношении России, права на обслуживание компаний с государственным участием, Центробанка, органов власти, в том числе федеральных министерств.

Источник: Известия

Показать больше

Похожие публикации

Добавить комментарий

Может заинтересовать
Close
Back to top button