Крупнейшие российские компании, в том числе с государственным участием, а также работающие в сфере оборонки и порой носящие статус системообразующих, в рамках существующей практики аудита и консалтинга сами передают все данные о себе транснациональным корпорациям.
В Совете Федерации задумались о том, что большинство российских компаний, в том числе из бюджетообразующих секторов экономики регулярно предоставляют доступ к своей внутренней документации компаниям, ведущим аудиторскую проверку финансовой документации, а также тем, кто помогает им выстраивать стратегию развития на внутреннем и внешнем рынках. Причем, чем крупнее российская компания, тем крупнее и солиднее выбирается консалтингово-аудиторская фирма, а они в свою очередь практически все являются звеньями международных транснациональных корпораций со штаб-квартирами далеко за пределами Российской Федерации.
Изучением проблемы займутся сразу два профильных комитета Совета Федерации. Это будут комитет по обороне и безопасности, а также по конституционному законодательству и госстроительству. С инициативой выступил сенатор Евгений Тарло, которого поддержала спикер Валентина Матвиенко. Вопрос касается деятельности иностранных юридических компаний на территории России, но проблема несколько глубже, так как все крупнейшие игроки на рынке консультационных и аудиторских услуг работают в стране через свои российские подразделения и формально не являются контрагентами с иностранной юрисдикцией.
Евгений Тарло обращает внимание на то, что последние четверть века, “все крупнейшие наши компании, в том числе и государственные, а зачастую и органы власти, обслуживают крупнейшие западные аудиторские компании, а также юридические, консалтинговые”. Сенатор замечает, что такая практика привела к накоплению в этих компаниях огромных баз данных, содержащих всю информацию об экономическом положении российских системообразующих, и в том числе государственных и оборонных предприятий. К примеру, стоит отметить, что компания “ПрайсвотерхаусКуперс Аудит” на протяжение почти 20 лет является бессменным аудитором “Газпрома”, при том, что штаб-квартира компании располагается в Лондоне, а сама она входит в четверку крупнейших аудиторских фирм мира.
Заверение отчетности российской компании признанным международным аудитором, безусловно, является определяющим фактором для оценки ее финансового состояния, кредитоспособности и финансовой устойчивости в глазах международных партнеров и инвесторов. Однако, параллельно с этим процессом, компания просто вынуждена предоставить допуск к своей внутренней документации. Именно этот факт больше всего беспокоит сенаторов, и они полагают, что подобный доступ необходимо ограничить.
Ярким примером, по словам Тарло, является случай, когда компания, обслуживавшая министерство финансов Российской Федерации, внутренний спор, основанный на иске акционеров ЮКОСа, вынесла за рамки РФ и признала юрисдикцию Третейского суда на территории Голландии. Результат было предсказать не сложно. В столь политизированном вопросе суд встал на сторону акционеров и “постановил взыскать с России 50 миллиардов долларов”, — напомнил сенатор.
В сфере бизнеса ситуация еще более впечатляющая. Так, к примеру, та же “ПрайсвотерхаусКуперс” открыто заявляет, что ее клиентами в России являются 10 из 10 крупнейших финансовых компаний и банков, 9 из 10 ведущих компаний нефтяной и нефтегазовой отрасли. Фактически, российское отделение британской компании аккумулирует в своих базах данных сведения, многократно превышающие те, что известны руководству самих компаний об их партнерах по бизнесу. Отраслевые министерства в СССР едва ли обладали тем объемом информации, который сейчас сосредоточен в двух-трех аудиторско-консалтинговых фирмах, чьи головные предприятия располагаются в США, Великобритании и Голландии.
Источник: Вести