МирНовости

Аудиторов «большой четверки» ждут в России трудные времена

Компания PricewaterhouseCoopers (PwC), которая почти 15 лет проводила аудит в ОАО «Газпром», потеряла свой контракт с компанией. Как сообщает «Интерфакс», со ссылкой на источники в отрасли, в пятницу на заседании конкурсной комиссии по отбору аудитора для проведения обязательного ежегодного аудита ОАО «Газпром» на 2015 год, на котором победителем было выбрано российское ООО «ФБК». В конкурсе также принимали участие Ernst & Young (EY) и KPMG. Как сообщалось, лимитная цена на конкурсе составляет 318 млн рублей. Предложение ФБК составило 204 млн рублей.

В российском отделении PricewaterhouseCoopers не опровергают информацию о прекращении работы с «Газпромом», но отказывают комментировать.

— Позицию компании по этому вопросы мы сформулируем позднее, — заявили «Известиям» в пресс-службе аудитора.

Как отмечают источники в правительстве, рекомендации госкомпаниям о замене иностранных аудиторов российскими были даны в этом году, после того как международное рейтинговое агентство Moody’s Investors Service понизило суверенный рейтинг России в феврале, а западные страны приняли очередной пакет санкций.

«Большую четверку» заменят «российским производителем»

На сегодняшний день иностранные аудиторские компании занимают львиную долю рынка России, при этом большинство крупнейших организаций работают в стране еще с начала 1990-х годов и имеют богатый опыт взаимодействия как с госкомпаниями, так и с органами власти. Это такие международные компании, как Deloitte, KPMG, PricewaterhouseCoopers, Ernst & Young, McKinsey & Company. В сумме они получают 42,6% в совокупных доходов всей отрасли от проведения аудита в России.

Компания Deloitte успела уже поработать с госзакупками Минфина, Минэкономразвития и Минпромторга, консультировала Федеральную антимонопольную службу (ФАС), Росфиннадзор и даже Следственный комитет России. Фирма занималась аудитом проектов реконструкции БАМа и Транссиба для РЖД, проводила ревизию соцсети «ВКонтакте» и «Уралвагонзавода». В 2012 году партнер Deloitte Александр Брагин вошел в Экспертный совет при правительстве РФ.

Другая компания, KPMG, имеет девять офисов в России. Среди прочего компания готовила обзоры стадионов в России в рамках подготовки к ЧМ-2018 для Минфина и Минспорта. Также KPMG работало с «Автодором», РЖД и «Газпромом».

PricewaterhouseCoopers, одна из самых известных в мире организаций, работала в России еще до революции 1917 года и возобновила работу на территории России в 1989 году. За 25-летнюю новую историю в РФ компания отметилась сотрудничеством с Росимуществом, Минобрнауки, Минспорта и оргкомитетом «Сочи-2014».

Ernst & Young, также всемирно известная компания, консультировала государство по реорганизации аэропортов Внуково и Пулково, сотрудничает с Минприроды, имеет контракт с Минкомсвязи. Она же сотрудничает с «Ростехом», проводит аудит Сбербанка и «Интер РАО», а также вырабатывает бизнес-концепцию «Курортов Северного Кавказа».

Тучи сгущались с весны

Первыми заговорили о необходимости замены иностранных аудиторов депутаты. Сделали они это сразу после первых санкций западных стран, введенных после присоединения Крыма. В мае 2014 года депутат нижней палаты парламента Евгений Федоров («Единая Россия») заявил, что готовит поправки в законодательные акты, в том числе в ст. 5 ФЗ «Об аудиторской деятельности», касающиеся лишения аудиторских и консалтинговых компаний, работающих в России, и представляющих страны, которые ввели санкции в отношении России, права на обслуживание компаний с государственным участием, Центробанка, органов власти, в том числе федеральных министерств. Как объяснял парламентарий, табу на доступ иностранцев к государственной отчетности и проведению аудиторских проверок по инвестиционным проектам сделает российские властный и экономический секторы более независимым.

Кроме этого, Евгений Федоров указывал, что заключения по инвестиционным проектам иностранные компании готовят под внешнюю систему управления.

— Без этих заключений государство не имеет права вкладывать свои деньги в рамках частно-государственного партнерства, инвестиционного фонда и федеральных целевых программ. А иностранные аудиторы дают заключения лишь при задействовании иностранных инвесторов и под стратегии, связанные с ними. Что-то разрешают, что-то нет — включают систему фильтров, — утверждает депутат. — Учитывая санкции в отношении РФ и наших банков, нам надо переходить на национальные компании и рейтинговые агентства, что потребует времени.

Еще до Федорова свой законопроект, вводящий запрет на проведение иностранными аудиторами проверки компаний (в том числе кредитных организаций), доля государства в которых составляет не менее 25%, вносили депутаты ЛДПР — Андрей Свинцов, Ярослав Нилов, Сергей Катасонов во главе с вице-спикером Госдумы Игорем Лебедевым. Парламентарии прописали в законе, что аудит вышеперечисленных компаний могут проводить только аудиторские организации, в уставном капитале которых отсутствуют иностранные юридические или физические лица.

Как отмечали депутаты, при оказании аудиторских услуг иностранными компаниями высоки риски утечки информации, несмотря на аудиторскую тайну. По мнению авторов законопроекта, участие иностранных компаний в аудите государственных российских предприятий влечет экономический ущерб для отечественных аудиторов. Доля доходов большой четверки доминирующих аудиторских компаний (PricewaterhouseCoopers, KPMG, Ernst & Young и Deloitte & Touche) от аудита в России выросла на 22,4%, в то время как в 46 крупнейших российских аудиторских организациях — только на 4,5%. Но в Минфине не поддержали законопроект ЛДПР.

Позднее всё тот же депутат нижней палаты парламента Евгений Федоров готовил проект закона о внесении изменений в федеральный закон «О банках и банковской деятельности». Поправки были направлены на установление запрета отечественным банкам (на первом этапе — государственным) привлекать к сотрудничеству аудиторские и консалтинговые компании с иностранным участием. По мнению парламентария, такие изменения смогут защитить российскую финансовую систему от попыток целенаправленных и негативных манипуляций извне, особенно опасных на фоне антироссийских санкций. Сами проблемы в российском банковском секторе последних месяцев законодатель связывает как раз с чрезмерным присутствием иностранных консультантов.

Несколько ранее депутат Федоров еще раз обратил внимание на иностранных аудиторов. Он попросил руководство Центробанка пересмотреть политику по формированию Совета по аудиторской деятельности при ЦБ. Большая часть из независимых экспертов совета ранее работали в российских представительствах американских аудиторских компаний, и наличие таких консультантов, по мнению законодателя, является сомнительным выбором для главного банковского регулятора страны.

На сегодня отечественные банки проводят фактически два аудита — по российским и международным стандартам. Федоров предложил запретить компаниям с иностранным участием проводить какую-либо из этих проверок.

— Этот запрет необходим, поскольку без такой меры ситуация будет выглядеть абсурдно: нам отказано в иностранном финансировании, а мы будем продолжать ориентироваться на международные стандарты. Нет, при таком развитии событий надо, чтобы банки, как минимум государственные, отказались от сотрудничества с иностранными аудиторами. ЦБ, например, должен отказаться от PWC (PricewaterhouseCoopers). А иностранные банки, конечно, будут стараться обращаться к своим компаниям, но нам это не нужно, тем более что они сливают деньги и проводят вредоносную политику, — отмечал Федоров. — Например, ярким примером пагубного эффекта политики иностранных аудиторов стала наша российская авиация, которая была процветающей отраслью, а теперь практически уничтожена. Всё дело в том, что иностранные консалтинговые организации намеренно ставили отрасль в такие условия, чтобы в краткие сроки ее ликвидировать.

Эксперты поддерживают решение «Газпрома», отмечая, что сегодня российские компании могут предложить качественный аудит, но за гораздо меньшие деньги.

— В качестве значимых факторов, определивших выбор, следует отметить: плановую ротацию поставщиков аудиторских услуг; более выгодные ценовые условия, предлагаемые российскими аудиторами, при сохранении высокого качества услуг. Кроме того, из-за санкций ряд госкомпаний утратили доступ к международным рынкам капиталов и не нуждаются в дорогостоящем аудите, что также склонило чашу весов в пользу российских аудиторов, — говорит Армен Даниелян, член правления АКГ «Деловой профиль» (GGI). — Однако не следует ожидать повального ухода госкорпораций от крупных зарубежных аудиторских компаний, хотя продление санкций и на 2016 год увеличит число желающих сменить аудитора.

Как рассказал эксперт, системообразующие предприятия одновременно пользуются услугами нескольких крупных консалтинговых фирм, диверсифицируя контракты по различным направлениям деятельности.

— Выбор в пользу зарубежного поставщика аудиторских услуг обусловлен скорее стремлением получить доверие заинтересованных зарубежных инвесторов. При этом подтверждение отчетности аудитором, имеющим хорошую репутацию на международных рынках, воспринимается чаще как гарантия надежности заемщиков, — объясняет Даниелян. — Поэтому большинство компаний, ADR и GDR которых котируются на зарубежных фондовых биржах и которые получают крупные объемы финансирования, стремятся обращаться за аудитом отчетности по требуемым стандартам к компаниям «большой четверки» (KPMG, PWC, Deloitte и EY), представленным на российском рынке.

— Отказ от PWC, без сомнения, связан с геополитической напряженностью и тем фактом, что компания попала в санкционные списки, а большая четверка аудиторов являются иностранными компаниями, и в этом есть определенные риски для российского газового гиганта. PWC и другие аудиторы работают практически со всеми российскими компаниями, и это очень легко объясняется — чем актуальнее для структуры работа на западных рынках капитала, тем актуальнее услуги аудиторов «большой четверки», — считает Дмитрий Кипа, руководитель аналитического департамента QB Finance.

По его мнению, для «Газпрома» в контексте санкций и той политической роли, которую компания играет во взаимоотношениях с ЕС, услуги PWC не являются чем-то необходимым и с точки зрения законодательства и качества услуг ФБК, без сомнения, полностью справится с контрактом.

— Ситуация с «Газпромом» является определенным прецедентом, и, без сомнения, некоторые госкомпании (особенно те, который находятся под санкциями) будут отказываться от услуг «большой четверки» в пользу крупных локальных игроков — таких как ФБК, «Финэкспертиза», «Росэкспертиза» и др., — полагает Кипа.

Источник: http://izvestia.ru/news/584637#ixzz3VfFJLQ56

Photo by PSParrot

Показать больше

Похожие публикации

Добавить комментарий

Back to top button