КазахстанНовости

Красивые слова, сияющие дали…

На днях в Казахстане началось очередное изменение параметров республиканского бюджета или, как называют это явление финансисты, “выборочный секвестр”. В частности, как объявил министр национальной экономики РК Ерболат Досаев, в скором времени расходы государственной казны уменьшатся на 66,5 миллиарда тенге. Потому что доходы стремительно падают, и только на сегодняшний день бюджет уже не досчитался ранее запланированных 46 миллиардов тенге. И где их взять, увы, пока неизвестно, так как дела с экономикой в стране нынче обстоят несколько неважнецки.


Кое-какие планы на пополнение, конечно же, есть. Только вот, пока они являются уж слишком “долгоиграющими”. Например, председатель правления Фонда национального благосостояния АО “Самрук Казына” Умирзак Шукеев торжественно пообещал, что возглавляемый им фонд привнесет в экономику страны целых 11 миллиардов долларов США (или по иному – два триллиона тенге)! Правда, не сейчас, а где-нибудь к 2020 году. Да и то, если начавшаяся в прошлом году так называемая “трансформация фонда” пройдет что называется “без сучка и задоринки”, а входящие в него компании доведут свои показатели “до лучшего мирового уровня”. Кстати, опять-таки, по словам руководства ФНБ, именно этот, хоть весьма сложный технически, но крайне интересный реформаторский процесс должен будет способствовать и вхождению республики в 30 наиболее развитых стран мира к 2050 году.
В общем, как всегда присутствует серая и унылая реальность нынешнего дня, и блестящие перспективы в отдаленном будущем.
Кстати, насчет этих самых перспектив. Как известно, пресловутая трансформация “Самрук-Казына” полным ходом идет уже более года, и в принципе, было бы самое время подводить хотя бы какие-то ее промежуточные итоги. Причем, желательно подтвержденные конкретными и убедительными цифрами, наглядно свидетельствующими о правильности выбранного пути. Нет, справедливости ради, можно отметить, что кое-какие отчетные доклады на этот счет все-таки присутствуют. Вот, например, в ходе работы VIII Астанинского экономического форума даже прошла специальная панельная сессия, посвященная исключительно обсуждению реализации программы трансформации.
– В прошлом году мы начали процесс трансформации бизнеса. Сейчас фонд “Самрук-Казына” работает в трех направлениях. Первое – увеличение стоимости основных активов. Второе – диверсификация экономики, мы открываем новые индустрии. Третье – социальная стабильность. Трансформация запущена в семи компаниях, в том числе в самом фонде. Идет глубинная работа. Мы также анализируем процессы, которые могут дать быстрый эффект. Если все структурируем и систематизируем, получим масштабный эффект, – охотно рассказывал в те дни собравшимся делегатам Умирзак Шукеев.
Еще чуть позже Умирзак Естаевич поделился и сокровенными планами ужесточить требования к руководимым им кадрам, а заодно посетовал на непонимание сути реформ в некоторых компаниях:
– Мы должны изменить людей, их менталитет, знания, мотивацию. Это довольно сложный процесс. Мы недавно такую встречу проводили в КМГ. Некоторые из них даже не понимают, что такое трансформация. Пришлось простыми словами рассказывать детали…
К сожалению, те самые “простые слова”, произнесенные председателям правления для сотрудников КМГ, так и остались неизвестными широкой общественности (кроме “мотивирующего и дискомфортного КПД, чтобы люди бегом делали свою работу”), поэтому, думаю, будет нелишним рассмотреть некоторые трансформационные изменения самостоятельно и чуть более подробно, нежели об этом рассказывается в скупых на детали пресс-релизах.
Вот, например, торжественно запущенная в июле этого года программа трансформации одного из подразделений “Самрук-Казына” – “Самрук-Энерго”.
В ходе ее презентации также было сказано немало добрых и патетических слов о том, что для осуществлении процесса были “выработаны основные стратегические направления развития, повышающие эффективность бизнес процессов и улучшить экономику”, которые, в свою очередь, позволят этой фирме “полностью реформировать свою деятельность, превратившись из управляющего в операционный холдинг Евразийского значения – лидера рынка Казахстана…”
От любой конкретики в те дни опять-таки старательно воздерживались, хотя на некоторые, достаточно неудобные вопросы через некоторое время руководству фонда все-таки отвечать пришлось. В частности, целый ряд экспертов довольно въедливо стал интересоваться нюансами приобретения в 2014 году АО “Самрук-Энерго” Экибастузской ГРЭС-1.
Очевидно, поняв, что полностью отмолчаться не удается, Умирзак Шукеев предоставил свое видение ситуации, по уже устоявшейся традиции, облаченное в весьма лаконичную форму:
– Нам говорят: зачем “Самрук-Энерго” приобрела Экибастузскую ГРЭС-1? Но мы вступили в ЕАЭС, нам придется конкурировать с такими гигантами, как РАО “ЕЭС России”, и соблюдать стратегический национальный интерес. В результате, купив ГРЭС-1, “Самрук-Энерго” стала доминирующей силой на нашем рынке…
Что ж, может в теории все и должно было выглядеть именно таким образом. Хотя, если обратится к некоторым нюансам этой сделки, фигурировавшим в открытых источниках, то настойчивый интерес многих скептиков становится вполне понятным. Итак, согласно официальной информации, в 2014 году фонд приобрел оставшиеся 50% в ТОО “Экибастузская ГРЭС-1” за 237 миллиардов тенге у частной фирмы “Kazakhmys Plc”. (Вообще, начиная с 90-х эта, весьма крупная по меркам СНГ энергетическая станция, постоянно переходила из рук в руки – в 1996 году ее купила у государства американская компания AES, в 2008-м она продала ее компании “Казахмыс”, та через два года, сначала уступила 50% акций АО “Самрук-Энерго”, а в 2014 году реализовала этому АО и оставшуюся часть своей доли.). Правда, как выяснилось чуть позже, своих собственных свободных средств на эту покупку ни у головной “Самрук-Казына”, ни уж тем более у “Самрук-Энерго”, попросту не было. Поэтому фонд занял необходимые средства в размере 200 миллиардов тенге у Национального фонда, выпустив 15-летние облигации с эффективной ставкой 6,7%. И очевидно для того, чтобы впоследствии избежать возможных вопросов со стороны того же Счетного комитета и прочих контролирующих структур, принятое руководством “Самрука” и Национального фонда коллегиальное решение, вдобавок было закреплено на правительственном уровне. При этом, почему-то не были приняты в расчет продекларированные к этому периоду убытки, понесенные ТОО ” Экибастузская ГРЭС-1″, сумма которых на тот момент составила порядка 76 миллиардов тенге и начисто перекрывала все ранее вложенные инвестиции. Так же, по мнению некоторых экспертов, не был принят во внимание и альтернативный вариант вложения инвестиций в строительство новой ГРЭС в каком-нибудь из регионов страны, до сих пор испытывающих дефицит электроэнергии. В общем, произошло то, что произошло – на заемные средства у частной компании был выкуплен фактически убыточный объект с весьма неясной перспективой дальнейшего развития. При этом, по подсчетам финансиста Мурата Темирханова, государство в первый же год потеряло 16% стоимости инвестиции, а частная компания осталась в безусловном выигрыше, реализовав объект как минимум по максимальной цене. Кстати, при этом вполне возможно был нарушен и международный принцип “Yellow Pages Rule” (а “Самрук-Казына” как международная публичная компания должна строго следовать подобным постулатам), который означает сворачивание госкомпаний во всех сферах, где может существовать частный бизнес. Таким образом, принятие решения по Экибастузской ГРЭС-1 создало прецедент того, что частный бизнес в принципе не сможет существовать в этом секторе экономики. Кстати, в настоящее время станция испытывает серьезный кризис, так как в связи с курсовыми скачками рубля была вынуждена отказаться от экспорта электроэнергии в Россию, а это составляло около 20% всей ее выработки. А чуть позже выяснилось и то, что даже если курсовой вопрос будет снят с повестки дня, то выгодным экспорт все равно не станет, так как теперь достаточно высокие тарифы у “KEGOC” и решить вопрос со скидкой на транспортировку пока не удается. В общем, насколько все это сочетается с приведенным выше бодрым рапортом самого Умирзака Шукеева о безусловной целесообразности приобретения станции, и уж тем более, как это скажется на успешности “трансформации” АО “Самрук-Энерго”, ныне остается только гадать…
К некоторым другим инвестиционным проектам “Самрук-Казыны” мы еще вернемся чуть позже, а пока попытаемся хотя бы схематично понять: что из себя представляет эта огромная и весьма разветвленная структура и каковы распределенные в ней функции.
Как подсказывают специалисты, в первую очередь надо понятийно разделить две структуры вполне успешно существующие под одним названием. То есть, “Самрук-Казыну” как группу компаний, куда входят продекларированные активы в 100 миллиардов долларов США и на которых в общей сложности трудится 350 тысяч человек, и “Самрук-Казыну” как управляющий ими холдинг, с немалых размеров аппаратом, состоящих из так называемых “эффективных менеджеров”. Он ничего не производит, не сеет, не пашет, не строит. Только координирует работу многочисленных фирм и фирмочек, входящих в главную структуру холдинга. Насколько эти компании могли бы справиться со своей работой без дополнительной административной надстройки, мы сейчас обсуждать не будем в связи с неактуальностью самого вопроса. А вот вопросы содержания кадров холдинга-надстройки давно уже не дают покоя многочисленным наблюдателям. Кстати, ни про какую “трансформацию” административного ядра, в самом холдинге, собственно, никогда и не объявлялось. Как впрочем, и про реальное, а не мнимое сокращение количества управленческого персонала, когда менеджеры плавно переплывают из одного департамента в другой, или оседают в новых структурах, похоже, создаваемых исключительно под них самих. Да и вообще, когда в очередной раз встает вопрос о каких-либо сокращениях, кадровые департаменты “Самрука” достаточно убедительно парируют тем, что правительство наоборот ждет от них создание новых рабочих мест и выполнения всевозможных социальных обязательств, а отнюдь не уменьшения числа действующих штатных единиц. Также не вполне понятно и само предназначение управляющего холдинга. Его руководство периодически любит сравнивать себя, например, с сингапурской компанией “Temasek”, заодно с явным удовольствием рассказывая о достижениях сингапурцев с таким видом, как будто сами имели к этому непосредственное отношение. Однако, при ближайшем рассмотрении, данное сравнение получается несколько натянутым. Ведь по своей сути, “Temasek” это обычная инвестиционная компания, только контролируемая со стороны государства. И уж тем более, в ее функции не входит “консолидация”, “эффективное управление” и “стратегическое планирование” работы сотен производственных компаний и предприятий. К этому можно добавить и то, что сингапурцы в принципе не управляют никакими предприятиями, а лишь инвестируют в них средства для получения конкретной прибыли. Есть ли внятная инвестиционная политика у такой структуры как “Холдинг холдингов” (по меткому выражению одного из отечественных экономистов), коим является административная часть “Самрук-Казыны” – вопрос, наверное, больше из категории риторических. По крайней мере, ежегодичные метания из стороны в сторону, хоть и давали определенную пищу для фантазий и гипотез многочисленных обозревателей и наблюдателей, но оставляли мало простора для конкретного конечного результата в самих структурах фирмы. Кстати, периодически в этих сложных процессах активно участвовала и административная власть, успешно внося свою лепту в общую стратегическую и финансовую неразбериху. Здесь будет достаточно вспомнить как в прошлом году правительство вложило 95 миллиардов тенге в капитал фонда на развитие конкурентоспособности и практически в тоже самое время обязало руководство “Самрук-Казына” потратить 111 миллиардов тенге на благотворительность а так же различные убыточные социальные и инфраструктурные проекты. При этом, все это попало под категорию “скрытых бюджетных расходов” и никакого обещанного “конкурентного развития” сам фонд естественно не получил.
Примерно тоже самое касается и заработной платы ключевых управленцев.
В самом начале этого года председатель правления Фонда национального благосостояния “Самрук-Казына” Умирзак Шукеев во время своего брифинга в Службе центральных коммуникаций категорически отказался разглашать информацию о заработных платах топ-менеджеров нацкомпании. В качестве основного аргумента он рассказал о наличии некой корпоративной культуры, которая собственно и мешает ему предоставить подобную информацию. А последующие разъяснения юристов о том, что помимо “корпоративной культуры” в стране еще существует и установленное Конституцией право граждан получать любую информацию, кроме государственных секретов, в число которых зарплаты чиновников и менеджеров “Самрук-Казыны” явно не входят, так и остались без реакции.
Чуть позже, разразилась небольшая перепалка в нижней палате парламента, когда депутат Мухтар Тиникеев позволил себе достаточно обидное выражение о неких “никчемных людях”, якобы трудящихся на некоторых управленческих постах, как в самом холдинге, так и в многочисленных национальных компаниях.
В ответ финансовый директор и член правления “Самрук-Казына” Нурлан Рахметов, несколько уязвлено предложил парламентарию самолично поучаствовать в кадровой политике и привести в холдинг “достойных людей”, при этом согласных трудится на меньшую зарплату. После чего, как это говорится, “поймал волну” и прочно “присел” на явно наболевшую тему заработной платы:
– Тема зарплаты для меня очень тяжелая, у меня было несколько случаев, когда я не мог удержать специалистов. Что касается меня, то моя зарплата в течение шести лет не увеличивалась. Я финансовый директор фонда. Половина собственности капитала компании было сделано за мой период работы. А моя реальная зарплата уменьшилась на треть, в 1,5 раза. Это притом, что я получаю гораздо меньше финансовых директоров в гораздо меньших компаниях…
Заодно, в общем полемическом запале все-таки профигурировала и конкретная сумма личного дохода финансового директора:
– Моя зарплата составляет 1,5 миллиона тенге ежемесячно. Понятно, что вычитаются пенсионные, налоги и где-то на руки я 1,2 миллиона получаю. Много это или мало? Если я приведу данные о доходах, допустим, в российских национальных компаниях…
Продолжать разговор на эту глубоко интимную тему, мы, впрочем, сейчас не будем, но то, что подобные примеры выяснения меркантильных нюансов жизнедеятельности “эффективных управленцев” (а их, за последние несколько лет набралось поистине немало) достаточно ярко характеризуют общий психологический климат в среде топ-менеджмента “супер-холдинга”, пожалуй, будет вполне очевидно…
Однако, вернемся к общему процессу “трансформации”. В числе официально объявленных проектов на эту тему в течение последнего года профигурировала несколько спорная по мнению ряда специалистов покупка цинкового месторождения “Шалкия”, расположенного у юго-западного хребта Каратау, и в настоящее время постепенно исчерпывающего свой ресурс, который активно разрабатывался еще начиная с первой половины шестидесятых годов прошлого века. Комментируя эту сделку, менеджмент “Самрука” особо упирал на то, что в течении последних пятнадцати лет частные компании, которым и принадлежало это месторождение, так толком ничего и не добились в его освоении и разработке. Соответственно, согласно элементарной логике, можно было бы предположить, что реальный прорыв в этом направлении даст новый владелец в лице самого “Самрука”. А еще через некоторое время, выяснилось то, что, во-первых, в структурах фонда все-таки нет профильной компании, специализирующейся на разработке таких сложных месторождений, а во-вторых, ранее произведенные поиски как иностранного, так и отечественного инвестора, согласного взяться за разгребание этих “авгиево-цинковых конюшен”, так же не увенчались успехом. В итоге, возникла странная ситуация когда за 31 миллиард тенге (а именно такова была окончательная сумма сделки) достаточно проблемный актив выкупило государство при активном посредничестве самруковского менеджмента. Зачем? Этот вопрос остается без ответа по настоящее время…
Зато другая часть плановой “трансформации” – а именно реализация ранее накопленного добра, судя по всему, проходит без сучка и задоринки. Здесь можно будет привести лишь один показательный пример с выставление на продажу АО “Авиакомпания “Евро-Азия Эйр”, некогда, так же входившей в структуру национальных нефтяных компаний. Для тех, кто не знает или подзабыл, уточню, что авиакомпания “Евро-Азия Эйр” в настоящее время является крупнейшей вертолетной компанией страны и помимо профильных полетов по обслуживанию нефте- и газопроводов, морских буровых установок, выполняет и VIP-полеты по заказам крупного бизнеса, а также различных государственных структур, включая канцелярию премьер-министра страны.
И по интересному стечению обстоятельств буквально перед самой продажей парк авиакомпании пополнился двумя суперсовременными вертолетами “Helicopters” под обозначением Agusta-Bell AB139, или по иному, “Augusta Westland”, оснащенными по последнему слову техники. Стоимость одной такой винтокрылой машины – превышала 12 миллионов евро, или 18 миллионов долларов США (по другим данным – даже двадцать миллионов американских денежных единиц).
А затем… компания была выставлена на торги как непрофильный и даже можно сказать – убыточный актив. Хотя те, кто так оперативно добавил туда несколько дорогостоящих активов за счет государственных средств вряд ли не могли знать, что через некоторое время эта фирма должна будет попасть в частное пользование (смею предположить, что очень хорошим и рачительным людям) буквально по остаточной цене…
Продекларированы и другие “прорывные трансформационные проекты”, в числе которых можно будет упомянуть грядущее слияние трубопроводных компаний “КазТрансГаз” и “КазТрансОйл” в единое целое. При этом, сразу было обозначено, что интересы миноритарных акционеров абсолютно не пострадают, да и судя по всему никаких сокращений того же управленческого аппарат не предвидится. То есть, вместо двух крупных трубопроводных компаний, на рынке возникнет одна, но зато – очень большая. А вот насколько при этом динамичная, поворотливая и мгновенно приспосабливающаяся к сложным условиям мировой рыночной конъюнктуры – это уже вопрос другой.
А буквально на днях было объявлено и о сворачивании, а точнее – полном упразднении ранее широко разрекламированной программы “Народное IPO”. Согласно официальному сообщению, выпущенному “Самрук-Казына”, причиной этого радикального шага названо то, что в ближайшее время в стране будет создан международный финансовый центр “Астана”, то есть принципиально новая площадка для вывода компаний на IPO.
Таким образом, говоря проще – IPO в принципе сохраняется, просто утрачивает свою “народную” приставку. А ведь сколько вдохновенных и красивых слов было сказано ранее, по поводу того что “Программа “Народное IPO” должна стать средством сохранения и преумножения сбережений населения, способом привлечения дополнительного капитала для национальных компаний, а заодно и способом связывания избыточных доходов населения, чтобы снизить инфляционное давление…”
Теперь, как видим, все будет куда как проще – социальная ответственность государства уходит на второй план, а участие в торгах будут проводить не какие-то непонятные “народные инвесторы”, а заранее утвержденные и хорошо проверенные биржевые игроки. А заодно удастся избавиться от дорогостоящих международных консультантов типа консалтинговых и аудиторских фирм “Baker&Makkenzie” или “Ernst&Yong”. Ну и в целом, все это прекрасно укладывается в новейшую “антикризисную концепцию”, когда в условиях различных финансово-экономических потрясений можно смело предпринимать всевозможные нестандартные и форс-мажорные шаги.
– Кризис – самое подходящее время для трансформации, – смело заявил менеджерам “Самрук Казына” во время очередной плановой дискуссии о проводимых ими реформах, директор “Boston Consulting Group” Сергей Перапечка.
И здесь, с мнением очередного иностранного консультанта, пожалуй, будет трудно не согласиться. Ведь действительно – кризис может списать все. И все ошибки, просчеты или меланхоличное бездействие, наблюдавшееся в прошлом, и выписать надежную индульгенцию на будущее. А там глядишь, надежный забор из тщательно подобранных и грамотно выстроенных пафосных и патетических фраз окончательно скроет от глаз не в меру любопытных наблюдателей внутреннюю “кухню” холдинга так называемого “национального благосостояния”. Несмотря на периодически доносящийся оттуда запах легкой протухлости.

Азамат Ибраев

Источник: Nomad.su

Показать больше

Похожие публикации

Добавить комментарий

Back to top button