НовостиКазахстан

Вместо саморегулирования – ужесточение госрегулирования

Минфин и НПП разошлись во мнениях по поводу саморегулирования в аудиторской деятельности

Министерство финансов РК предлагает создать Единый орган по проведению внешнего контроля качества аудиторских организаций. В Национальной палате предпринимателей уверены, что эта идея сводит на нет саму идею существования профессиональных аудиторских организаций – потенциальных саморегулируемых организаций, и, соответственно, ставит под сомнение дальнейшее эволюционное развитие профессии аудитора в Казахстане.

«Аудиторская деятельность – это единственная в Казахстане отрасль, где саморегулирование развивается уже на протяжении 23 лет. И сегодня, подходя к завершающему этапу – легализации профессиональных объединений аудиторских организаций в качестве саморегулируемых организаций, Минфин предлагает разрушить 23-летний опыт и создать свою систему, которая не поддерживается бизнес-сообществом», – отметила директор департамента законодательства и развития саморегулирования НПП РК Айжан Бижанова.

Она добавила, что изначально с 1998 года Минфин делегировал определенные функции в части контроля за аудиторскими организациями и аккредитации кандидатов в аудиторы, а теперь вдруг у ведомства появились нарекания, которые при этом ничем не подкреплены.

Так, одной из основных проблем, указанных министерством, является несоблюдение аудиторскими организациями требований международных стандартов аудита. Вместе с тем на вопрос, сколько аудиторских отчетов признаны недостоверными в судебном порядке, т.е. признаны с нарушением МСФО, Минфин не дал пояснения, поскольку с 1993 года ни одной лицензии не лишил в судебном порядке. Также ведомство указывает на слабое качество экзаменационных модулей, отсутствие контроля за деятельностью квалификационных Комиссий, а также отсутствие согласования модулей с государственным органом. В то же время, в соответствии с законом «Об аудиторской деятельности», Минфин наделен достаточным перечнем компетенции, к сожалению, неспособного эффективно разрешить существующие проблемы в отрасли.

Кроме того, Министерство финансов указывает на конфликт интересов при проведении профессиональными аудиторскими организациями внешнего контроля качества аудиторских организаций (заинтересованность ПАО в сохранении своих членов), а также ослабление со стороны ПАО требований при осуществлении ими внешнего контроля качества. Вместе с тем, согласно статье 21 отраслевого закона, аудиторские организации обязаны быть членами одной из профессиональных организаций (некоммерческие организации, объединяющие аудиторов и аудиторские организации), аккредитованной уполномоченным органом. Аккредитация является официальным признанием Минфином правомочий ПАО по осуществлению ими внешнего контроля качества и проведению Квалификационных экзаменов. При этом Минфин наделен компетенцией по осуществлению госконтроля за деятельностью ПАО.

Также министерство информирует о наличии недостаточного государственного воздействия на аудиторскую деятельность. В то же время, согласно отраслевому закону, Минфин наделен 18 регулирующими и контрольными функциями в отношении аудиторских организаций и ПАО.

Национальной палатой совместно с руководителями профессиональных объединений аудиторских организаций (далее – ПАО, их на рынке 3) и крупными субъектами предпринимательства (в том числе международными) были проанализированы издержки и выгоды введения саморегулирования, которые показали преимущества данного института.

Во-первых, введение саморегулирования в сфере аудиторской деятельности является единственным инструментом, способным повысить конкурентоспособность аудиторских организаций в условиях неминуемой глобализации законодательства, за счет усиления взаимосвязи СРО с потребителями аудиторских услуг и введения рейтинговой системы оценки деятельности СРО. Кроме того, согласно модели саморегулирования СРО, несут солидарную ответственность за недостатки своих членов, в том числе имущественную, что обеспечит эффективное развитие института досудебного регулирования.

Во-вторых, СРО выступают в качестве публичных организаций, что требует максимальной прозрачности и открытости в ее деятельности для потребителей услуг, ее членов и уполномоченного органа – Минфина, в том числе обеспечение прозрачности при проведении процедуры аттестации кандидатов в аудиторы, а также обязательного согласования стандартов и правил СРО с Минфином и Национальной палатой.

В-третьих,  при саморегулировании более эффективны будут проявлены механизмы контроля и надзора, озвученные Главой государства. С одной стороны, контроль за субъектами рынка осуществляет само профессиональное общество, что обеспечивает регулярное повышение профессионального уровня аудиторов, а также совершенствование вопросов стандартизации. С другой стороны, ужесточается контроль госоргана за деятельностью СРО, за счет внедрения государственных мер ответственности за неудовлетворительную работу СРО (например, предупреждение, приостановление деятельности СРО,  исключение из реестра СРО, инициирование АРВ о возврате к лицензированию. Таким образом, будут минимизированы риски злоупотребления СРО в отношении своих членов, а также, наоборот, «прикрытие» СРО отдельных групп).

В Нацпалате предпринимателей констатируют, что из-за введения Единого органа произойдет тройная нагрузка на субъекты рынка. Сейчас она двойная: контроль Минфина по лицензированию и потенциальные СРО, которые тоже осуществляют контроль. НПП же предлагает неэффективное лицензирование упразднить, а потенциальные СРО сделать официальными, чтобы они сами отвечали за качество осуществляемого ими контроля.

«Складывается мнение о намеренном дискредитировании  Минфином модели эволюционного развития аудиторской деятельности и нежелании совершенствовать институт саморегулирования в данной отрасли», – отметила Бижанова.

При этом, по ее словам, в министерстве оправдывают свои действия тем, что Единый орган способен защитить отечественные аудиторские организации от недобросовестной конкуренции со стороны соседей по Таможенному союзу. «На самом деле для единого пространства неважно, есть ли лицензирование, или особый контроль, осуществляемый «Единым органом» (как предлагает Минфин), или особенности по вхождению в профессию через саморегулирование, любой аудитор, имеющий разрешение, предоставленное ему национальным законодательством, вправе предоставлять аудиторские услуги на любой территории, включенной международным соглашением в единое пространство без дополнительных барьеров, установленных той страной, где услуги предоставляются. Мы сможем защитить наши аудиторские организации только за счет повышения их профессионального уровня и конкурентоспособности через развитие института саморегулирования и повышения репутационной составляющей СРО. Адекватную оценку данной репутации СРО и ее членов может дать только потребитель аудиторских услуг, в связи с чем дальнейшее совершенствование аудиторской деятельности должно быть переориентировано на повышение доверия потребителей к аудиторским услугам», – сказала эксперт.

Также вызывает сомнение прозрачность предлагаемой Минфином организации, поскольку предполагается, что она будет создана при вышеуказанном Министерстве, т.е. как квазигосударственная организация. Кроме того, состав Единого органа будут состоять из непрактикующих аудиторов, т.е. аудиторов, которые когда-то получили лицензию, но сейчас аудиторской деятельностью не занимаются. В связи с чем возникает вопрос относительно качества осуществляемого такими непрактикующими аудиторами контроля за практикующими аудиторскими организациями?

Учитывая, что политика государства сегодня направлена на сокращение государственного контроля, разрешительных документов и упрощение разрешительных процедур, введение института саморегулирования в сфере аудиторской деятельности является наиболее эффективным регулированием, способным повысить профессиональный уровень аудитора и конкурентоспособность аудиторских организаций, в связи с чем Нацпалатой совместно с субъектами аудиторской деятельности будет разработан альтернативный АРВ, который в ближайшее время будет направлен в Министерство национальной экономики для последующего вынесения на Межведомственную комиссию при Правительстве по вопросам развития предпринимательской деятельности.

Photo by mikecogh

Показать больше

Похожие публикации

Добавить комментарий

Back to top button