Разговаривать не надо — приседайте до упада
Минздрав обязал физическую зарядку на работе
Министерство здравоохранения РК утвердило типовые правила проведения занятия физической зарядкой.
Сами правила оставляют множество вопросов. Кажется, что Минздрав руководствовался благими намерениями, но на выходе получился убогий нормативный акт, который вряд ли кто будет применять, так как проконтролировать его выполнение будет затруднительно. Да и нужно ли?
Например, согласно правилам, физическая зарядка проводится в организациях в течении рабочего времени. Время проведения зарядки – 10-15 минут. Это значит, что работодатель будет оплачивать время, которое сотрудник фактически не работал.
Но это полбеды. Для занятий зарядкой, по всей видимости, потребуется отдельное помещение, ведь на каждого занимающегося в среднем должно приходиться не менее 1,5 кв. м свободной площади помещения, с обеспечением безопасного места. Что понимается под безопасным местом согласно правилам? Безопасное для физического или психического здоровья сотрудников? Согласитесь, что не каждый человек пожелает прилюдно вращать бедрами, как того требуют правила. Чтобы совсем уж привести правила в «порядок», можно порекомендовать Минздраву разработать еще и требования к помещениям для занятия физической зарядкой.
Еще работодатель должен разрабатывать комплексы физических упражнений в зависимости от вида выполняемых работ, условий труда, возраста и пола работника. При этом, ничего не сказано, например, про инвалидов, беременных женщин или людей, имеющих физические противопоказания. Нужно ли их заставлять делать «потягивания и (или) плавные наклоны и (или) повороты головы и туловища и (или) ходьбу на носочках и (или) вращательные упражнений для рук и ног»?
Впрочем, это только разминка. Основная гимнастика включает в себя наклоны (как в положении стоя, так и в положении сидя) и (или) приседания и(или) различные вращения частями тела – головой, руками (плечами, локтями, кистями), ногами (бедрами, коленями, стопами).
Кроме того, предполагается постепенное увеличение нагрузки при физической зарядке, регулирования ее путем увеличения или уменьшения числа повторений каждого из упражнений, изменения их скорости и темпа выполнения отдельных упражнений, введения интервалов для отдыха. Что понимается под увеличением нагрузки неясно. Можно пойти дальше по логике законодателя, установив для сотрудников нормативы, например, по приседаниям. Предположим, офис-менеджеру установить требования в первые по приседаниям в 3-х подходах с весом 20 кг с последующим увеличением веса на 10 кг. Глядишь, к концу года сотрудник сможет выполнить нормативы Всемирной Федерации пауэрлифтинга.
Еще необходимо заметить, что комплекс физических упражнений должен меняться каждые 3-4 недели, а это значит, что в организации должен быть человек, ответственный за разработку программ тренировок. Чтобы было совсем «хорошо», остается утвердить на уровне Минздрава типовые программы тренировок.
Правила создают риски как для работодателей, так и для работников. Требования по физической зарядке могут быть включены в трудовой договор. Формально, их нарушение может послужить причиной санкций к работникам, так и к работодателям, вплоть до увольнений и штрафов. Возникает необходимость в лицах, ответственных за разработку программы тренировок и контроль за их выполнением. А может даже ответственного за проветривание помещений и тренера. Почему бы и нет? Ведь каким видит соблюдение этих требований Минздрав тоже неизвестно.
Но даже такой очевидный момент, что физиология людей разная не учтен. Кто-то после 10-15 минут будет чувствовать себя нормально, а кому-то потребуется сменная одежда или даже душ. Очевидно, что Минздрав это не учитывал, хотя и обязан.
Полагаю, что Минздрав и не считает, что эти правила в принципе будут применяться. Правила не нужны ни работникам, ни работодателям. Кто пожелает – тот сделает зарядку дома. Кому претит физическая нагрузка – найдет способ всячески избежать ее.
Пока же это выглядит как фальшивая забота о здоровье, которая не сформирует здоровый образ жизни, а может ударить по предпринимателям и работникам.