КазахстанНовости

Кто пойдет в финансовую разведку?

Борьба с «отмыванием» преступных доходов продолжается

Теневая экономика, отмывание незаконных доходов, финансирование терроризма из нелегальных источников являются главной угрозой в контексте национальной и глобальной безопасности. По данным спецслужб, в мире насчитывается около 500 террористических организаций с совокупным ежегодным бюджетом от пяти до 20 млрд. долл. Потому борьба с «отмыванием» преступных доходов рассматривается как приоритетное направление противодействия организованной преступности во многих странах, в том числе и в нашей республике.

С 2005 года в Парламенте шли дебаты вокруг проекта закона, призванного обеспечить противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма. В августе текущего он подписан Президентом Нурсултаном Назарбаевым.

В закон введен глоссарий, включающий в себя девять понятий: подозрительная операция с деньгами и (или) имуществом; доходы, полученные незаконным путем; банк-корреспондент и т. д. Особо следует обратить внимание на термин «подозрительная операция». В статье 4 закреплено: «подозрительные операции подлежат финансовому мониторингу независимо от суммы, на которую они совершены или могут быть совершены. Критериями определения подозрительной операции являются: совершение сделки, не имеющей очевидного экономического смысла; совершение действий, направленных на уклонение от процедур финансового мониторинга, предусмотренных настоящим законом; совершение операции, по которой имеются основания полагать, что данная операция направлена на финансирование терроризма и (или) экстремизма».

Законом четко определен круг субъектов финансового мониторинга. К ним относятся: банки, организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций; биржи; страховые (перестраховочные) организации и страховые брокеры; накопительные пенсионные фонды; профессиональные участники рынка ценных бумаг и центральный депозитарий; нотариусы, осуществляющие нотариальные действия с деньгами и (или) иным имуществом; адвокаты и другие независимые специалисты по юридическим вопросам.

Следующим важным положением нового закона является то, что операция с деньгами и (или) иным имуществом подлежит финансовому мониторингу. Определены четыре пороговые суммы, по которым операции будут отслеживаться уполномоченным органом. Для надлежащей проверки операций на субъектов финансового мониторинга возложен ряд задач. Они должны фиксировать сведения, необходимые для идентификации физических и юридических лиц, совершающих операции с деньгами и (или) иным имуществом, фиксировать сведения, необходимые для идентификации получателя до проведения соответствующей операции, а также обеспечить отметку о сверке подписи получателя или представителя (при наличии). Необходимо также установить предполагаемую цель и характер деловых отношений, проводить на постоянной основе проверки деловых отношений и изучение операций, осуществляемых клиентом через данный субъект финансового мониторинга.

Как отмечают эксперты, данный подход выходит за рамки международных стандартов и уклоняется в сторону от принятой законодательной практики других развитых стран.

Еще один важный аспект – законом на уполномоченный орган возлагается обязанность составлять перечень организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма, и направлять соответствующим государственным органам, которые доводят его до субъектов финансового мониторинга. Однако в законе не определена периодичность предоставления указанных сведений. Тем не менее субъекты финансового мониторинга обязаны незамедлительно сообщать в уполномоченный орган о подозрительных операциях до их совершения.

Следующим важным положением закона являются права и обязанности уполномоченного органа. Так, он вправе запрашивать необходимую информацию по операциям, подлежащим финансовому мониторингу; выносить решение о приостановлении операций с деньгами и (или) иным имуществом на срок до трех календарных дней; участвовать в разработке проектов нормативных правовых актов и международных договоров в данной сфере.

К обязанностям уполномоченного органа относятся: обеспечение соответствующего режима хранения, защиты и сохранность полученной в процессе своей деятельности информации, составляющей служебную, коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, а также обеспечение соблюдения прав и законных интересов человека и гражданина, юридических лиц и государства в процессе осуществления финансового мониторинга.

Следует отметить, в Казахстане шли жаркие дискуссии относительно того, какой орган наделить соответствующими полномочиями. Первоначально чаша весов склонялась к Генеральной прокуратуре, но впоследствии остановились на Комитете по финансовому мониторингу при Министерстве финансов.

В заключение хотелось бы отметить, что Закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма» является актуальным и своевременным. Однако недостаточная четкость изложения и несогласованность между собой отдельных положений могут привести на практике к нарушению конституционных прав человека и гражданина. Правительству дано поручение в кратчайшие сроки внести соответствующие изменения и дополнения до вступления закона в силу.

Николай ТУРЕЦКИЙ,

депутат Мажилиса Парламента РК

Показать больше

Похожие публикации

Добавить комментарий

Back to top button