КазахстанНовости

Правительственный час: о госаудите и финконтроле – рекомендации Мажилиса

Информации о количестве и суммах нарушений предостаточно как в Отчете Правительства об исполнении бюджета, так и в заключении Счетного комитета к нему. Однако в Отчетах, к сожалению, очень мало аналитической информации о причинах неосвоения бюджетных средств. Представляется только фактаж – сколько выделено средств, сколько потрачено, в лучшем случае указано, на что потрачены средства.

Сегодня в Мажилисе состоялся “правительственный час”. Открывая заседание, заместитель Председателя Палаты, руководитель фракции партии “Нур Отан” Гульмира Исимбаева отметила, в частности, что тема правительственного часа важна для реализации Плана Нации и в целях совершенствования бюджетного процесса.
Так как, меры государственного аудита и финансового контроля должны выполнять профилактическую задачу и обеспечивать эффективное использование бюджетных средств. А это задача, которую ставит перед нами Глава государства, подчеркнула вице-спикер предоставляя слово министру финансов Бахыту Султанову для доклада: “О совершенствовании государственного аудита и финансового контроля” сделал.
Выступая с содокладом председатель Комитета Мажилиса по финансам и бюджету Гульжан Карагусова отметила, в частности, что в целях создания комплексной системы государственного аудита с учетом опыта действующей системы финансового контроля, стран членов ОЭСР и предложений Национальной комиссии по 93 шагу Плана нации разработан и принят Закон “О государственном аудите и финансовом контроле”. Этим Законом внедрили Международные профессиональные стандарты аудита.
В целом реализованные нормы Закона, конечно, показали положительные результаты. Но, к сожалению, наряду с положительными результатами имеются и отрицательные моменты. Приведенные цифры говорят о том, что несмотря на принимаемые меры имеются системные недоработки.
Информации о количестве и суммах нарушений предостаточно как в Отчете Правительства об исполнении бюджета, так и в заключении Счетного комитета к нему. Однако в Отчетах, к сожалению, очень мало аналитической информации о причинах неосвоения бюджетных средств. Представляется только фактаж – сколько выделено средств, сколько потрачено, в лучшем случае указано, на что потрачены средства. Но нет данных о конечных результатах, “каков он?”, “к чему пришли?”.
В настоящее время органы госаудита вместо оценки и анализа эффективности использования бюджетных средств и активов государства, проводят только аудит соответствия, то есть насколько объект государственного аудита соблюдает нормы законодательства Республики Казахстан.
Согласно действующему Закону процедурные стандарты внутреннего государственного аудита утверждаются уполномоченным органом по внутреннему государственному аудиту по согласованию со Счетным комитетом. А процедурные стандарты внешнего аудита и финансового контроля разрабатываются и утверждаются только Счетным комитетом. Мы считаем это некорректным, так как в основу процедурных стандартов включаются одни и те же принципы аудита и в целях достижения согласованности процедур государственного аудита и финансового контроля, эти стандарты также должны согласовываться с правительством.
В текущем году Счетный комитет впервые провел предварительную оценку проекта республиканского бюджета на 2018-2020 годы. Но и здесь мы не увидели “превентивных мер”, направленных на исправление, улучшение качества планирования, то есть нет конкретных рекомендаций.
Теперь обратимся к органам внутреннего аудита, которые были созданы на базе Комитета финансового контроля и его территориальных инспекций в помощь Правительству и государственным органам, для своевременного реагирования и устранения возникших проблем при освоении государственных финансов. Согласно Закону, деятельность служб внутреннего аудита направлена на оценку и проверку достижения прямых и конечных результатов.
В рамках 93-шага Плана нации в стенах Парламента проведена огромная работа, чтобы в Законе “О государственном аудите и финансовом контроле” акцент в работе госаудита сместить на экспертно-аналитическую деятельность. Как элемент предупреждения внедрен камеральный контроль, который осуществляется без посещения объекта контроля.Превентивный характер камерального контроля выражен не только в предупреждении нарушений, но и в освобождении от ответственности при самостоятельном устранении нарушений.
Депутатами Мажилиса в Закон инициированы поправки с учетом недочетов, выявленных в ходе реализации закона “О государственном аудите и финансовом контроле”.
Поправки депутатов направлены на улучшение кадрового состава органов государственного аудита и финансового контроля. Определены основные функции служб внутреннего аудита по проведению аудита эффективности, который предполагает в большей мере аналитическую деятельность на основе системы управления рисками с минимизацией проверок непосредственно на объекте, что также позволит предупреждать финансовые нарушения. Законопроект регламентирует оперативное взаимодействие служб государственного аудита и внутреннего контроля, чтобы исключить проведение бесконечных и необоснованных проверок.
Подытоживая все сказанное на заседании, вице-спикер Гульмира Исимбаева подчеркнула, что прозвучавшие депутатские замечания и предложения будут учтены в Рекомендациях, которые приняты сегодня парламентариями.

Показать больше

Похожие публикации

Добавить комментарий

Back to top button