Новое в законодательстве по трансфертному ценообразованию
В свете усиления государственного контроля предпринимательской сферы Казахстана особо пристальное внимание государство уделяет контролю за трансфертным ценообразованием. Контроль за трансфертным ценообразованием является особым видом контроля, отличающимся от обычной налоговой проверки и требующим специального подхода при проведении контрольных мероприятий за международными деловыми операциями.
С 2001 года в Республике Казахстан действует Закон РК «О государственном контроле при применении трансфертных цен» от 5 января 2001 года № 136-II (далее – Закон).
Основной целью Закона являлось осуществление государственного контроля при применении трансфертных цен, при этом в рамках международных соглашений происходил взаимообмен информацией в части взаимозависимости и взаимосвязанности сторон, подтверждения регистрации налогоплательщика в данной стране, контроля операций с офшорными компаниями, юридическими лицами, имеющими льготы по налогам, бартерных операций и систем взаимозачета с 10-процентным отклонением в ту или иную сторону от рыночной цены и т. д.
При выявлении фактов применения трансфертных цен, т. е. реализации (экспорт) по заниженным ценам и приобретения (импорт) по завышенным ценам, налоговые органы корректируют доход и, соответственно, доначисляют налоги и платежи.
В соответствии с Законом контроль осуществляется по средствам проведения мониторинга сделок и при проведении проверок по соблюдению налоговых и таможенных обязательств.
Мониторинг сделок производится на основе сравнительного анализа цен приобретения и реализации налогоплательщика с рыночными ценами.
1. Цена налогоплательщика формируется на основе:
• грузовых таможенных деклараций, представляемых таможенными органами в налоговые органы;
• данных республиканского и регионального электронного мониторинга, представляемых налогоплательщиками в налоговые органы.
2. Рыночные цены формируются на основе данных:
• информационных агентств;
• государственных органов РК, в т. ч. стран ближнего и дальнего зарубежья;
• международных организаций;
• налогоплательщиков.
В случае выявления у налогоплательщиков по результатам мониторинга сделок фактов применения трансфертных цен налоговые органы назначают проверку по вопросам трансфертного ценообразования.
Также проверки по вопросам трансфертного ценообразования назначаются при назначении проверок по соблюдению налоговых и таможенных обязательств. Проверка по трансфертному ценообразованию относится к документальной тематической проверке и может назначаться не чаще одного раза в год.
С какими трудностями сталкивались налогоплательщики
при осуществлении контроля за трансфертным ценообразованием.
Немаловажной проблемой при проведении проверок по трансфертному ценообразованию являлось доказательство применяемой цены сделки.
Доказать расходы, понесенные покупателем, сложно, так как данные документы находятся у покупателя и во многих случаях покупатель отказывался их предоставлять ввиду их конфиденциальности.
В связи с отсутствием у налогоплательщиков данных документов налоговыми органами производилась корректировка дохода без учета данных документов, что в дальнейшем приводило к большим доначислениям.
Как показала практика, все доначисленные суммы по трансфертному ценообразованию налогоплательщиками оспаривались в вышестоящих налоговых органах, а далее – в судебных инстанциях.
Основными спорными вопросами являлись применение источников информации, дифференциал (статьи и ставки расходов, связанных с доставкой товара до соответствующих рынков), а также применение метода определения рыночной цены.
Это происходит и по сей день.
ВНИМАНИЕ! Как известно, с 1 января 2009 года вступит в силу новый Закон РК «О трансфертном ценообразовании», который отличается от действующего Закона.
Данный закон направлен на регулирование общественных отношений, а не установление меры.
При этом в новом законе есть хорошие аспекты, но также существуют и трудности, с которыми столкнутся налогоплательщики.
ПЛЮСЫ
Диапазон цен
Как известно, на мировых рынках не может существовать только одна цена, она варьирует в зависимости от места положения торгов, доставки и многих других фактов.
Казахстанские предприятия не реализуют свою продукцию на мировых биржах, т. е. осуществляют поставки на условиях ФОБ, ДАФ и т. д., причем впоследствии она поставляется покупателем на мировые рынки.
К примеру, казахстанский экспортер реализует нефть на условиях ФОБ (г. Актау), далее риски на товары переходят к покупателю, который может ее реализовать в любом направлении, т. е. в Иран, Баку и Махачкалу, при этом у каждого направления существует своя методика определения рыночной цены в зависимости от рынка поставки.
Налоговыми органами при определении рыночной цены будет учитываться существующий диапазон цен, т. е. рыночная цена на условиях ФОБ Актау будет определяться в диапазоне цен в зависимости от рынка поставки.
Дифференциал
В статье 8 действующего Закона определены условия, влияющие на величину отклонения цены, применяемой при совершении сделки, от рыночной цены, которая не полностью раскрывает расходы, возникающие при последующей реализации или приобретении товара, а также статьи расходов, которые может принять налоговые органы.
В новом законе расширенно определение дифференциала, т. е. размер корректировки, используемый для приведения цены сделки или цены из источников информации в сопоставимые экономические условия:
• обоснованные и подтвержденные документально расходы, необходимые для доставки товаров (работ, услуг) на соответствующий рынок;
• условия, влияющие на величину отклонения цены сделки от рыночной цены;
• качество товаров (работ, услуг).
При этом бремя доказательств, являются ли эти расходы обоснованными и подтвержденными, также будет возложено на налогоплательщика, но и это является большим сдвигом в части возможности доказать налогоплательщиком свою цену, приведя ее в сопоставимые экономические условия.
Долгосрочная цена
По долгосрочным контрактам с небиржевыми товарами (работами, услугами), в которых указана долгосрочная цена, моментом реализации товара (работ, услуг) для определения рыночной цены является момент заключения договора при соблюдении следующих условий:
• совершение сделок по договору осуществляется в течение месяца с даты заключения договора;
• рыночная цена определяется как цена, опубликованная официально признанными источниками информации для долгосрочных контрактов на последнюю дату, предшествующую дате заключения договора;
• долгосрочная цена применяется не более одного года и подтверждается конечным контрактом между участниками сделок или последующим контрактом между трейдером, аффилированным с участником сделки – резидентом Республики Казахстан, и конечным потребителем, который является независимой стороной. Доказательством исполнения контракта являются документы, представленные по запросу уполномоченных органов.
В данных определениях есть плюсы, которые состоят в том, что можно заключать долгосрочные контракты по небиржевым товарам хотя бы на год.
Соглашение по применению трансфертного ценообразования
Теперь у налогоплательщиков появится возможность заключить договор с налоговыми органами в части применения методов определения рыночной цены и источников информации, что поможет избежать разногласий в ходе проведения проверок по трансфертному ценообразованию.
Трансфертная цена.
Под трансфертной ценой понимается цена, которая формируется между взаимосвязанными сторонами и если она отличается от цен, совершенных между независимыми сторонами.
Новый принцип «вытянутой руки».
Основным направлением данного принципа является сравнение сделок, в которых участвуют взаимосвязанные и независимые стороны, т. е. данный принцип очень распространен в мировой практике контроля за трансфертным ценообразованием.
Ведение новых методов определения рыночной цены.
Метод распределения прибыли определяет прибыль от сделки, которая должна быть распределена между участниками сделки.
Такая прибыль распределяется между участниками сделки в соответствии с экономическим обоснованием, функциональным анализом, соглашениями, принятыми в соответствии с принципом «вытянутой руки» и на основе прибыли, которую получили бы эти компании, если бы они были независимыми.
Метод чистой прибыли основывается на определении чистого дохода, который получили бы от этой сделки независимые стороны в сопоставимых экономических условиях.
Чистый доход определяется с учетом одного из следующих показателей, которые сформировались по данным бухгалтерского учета:
1) остаточная стоимость активов;
2) объем реализации;
3) затраты.
МИНУСЫ
Но для начала хотелось бы рассказать про новые определения, которые даны в новом законе, в частности:
Взаимосвязанные стороны
В новом законе дана целая статья по определению взаимосвязанности сторон, которая практически в точности повторяет ту, что есть в действующем Законе, за исключением одного пункта, т. е.:
• участниками сделок применяется цена сделки, по которой имеется отклонение от рыночной цены с учетом диапазона цен, по данным одного из уполномоченных органов.
Практически во всех ваших сделках налоговые органы будут находить отклонения, и это будет связано с принятием дифференциала и других фактов по определению рыночной цены.
Если посмотреть практику контроля за трансфертным ценообразованием, то 90% сделок, осуществленных налогоплательщиками в международных деловых операциях, были бы определены как трансфертные. Поэтому согласно новому Закону все эти сделки будут являться сделками между взаимосвязанными сторонами, т. е. вне зависимости от того, есть ли у вас отношения с покупателем или нет.
Государство с льготным режимом налогообложения (офшорная страна)
При определении страны с льготным режимом налогообложения в Законе идет ссылка на налоговое законодательство РК.
В налоговом законодательстве страна с льготным режимом налогообложения определяется по следующим понятиям:
• иностранное государство рассматривается как государство с льготным налогообложением, если в этом государстве ставка налога составляет не более 1/3 ставки, определяемой в соответствии с Налоговым кодексом или имеются законы о конфиденциальности финансовой информации или информации о компаниях, которые позволяют сохранять тайну о фактическом владельце имущества или фактическом владельце дохода;
• к государствам с льготным налогообложением также относятся административно-территориальные части государств, в которых ставка налога, фактически применяемая государством к юридическому лицу – нерезиденту, составляет не более 1/3 ставки, определяемой в соответствии с Налоговым кодексом или имеются законы о конфиденциальности финансовой информации или информации о компаниях, которые позволяют сохранять тайну о фактическом владельце имущества или фактическом владельце дохода.
Если использовать данное понятие при контроле за трансфертным ценообразованием, то Казахстан попадает под определение офшорной страны, так как в некоторых административно-территориальных частях Казахстана существуют льготные ставки налогов.
В настоящее время при составлении нового Налогового кодекса ведется разработка нового понятия определения государства с льготным налогообложением.
Под контроль будут попадать внутренние сделки
В случае если ваша сделка будет осуществлена на территории Казахстан и впоследствии будет связана с международной деловой операцией, то данная сделка будет подлежать контролю. К таким сделкам будут относиться сделки:
1) по реализуемым полезным ископаемым, добытым недропользователем, являющимся одной из сторон;
2) одна из сторон которых имеет льготы по налогам;
3) одна из сторон которых имеет убыток по данным налоговых деклараций за два последних налоговых периода, предшествующих году совершения сделки.
К примеру, вы являетесь недропользователем и реализовали свою продукцию казахстанскому предприятию, которое впоследствии реализовало ее на экспорт по трансфертной цене.
При выявлении данных фактов налоговые органы корректируют доход и, соответственно, начисляют корпоративный подоходный налог.
На основе корректировки дохода вам будет доначислен роялти и сверхприбыль (если, конечно, вы на нее вышли) вне зависимости от того, связаны вы с экспортером или нет, так как, согласно новому определению, ваша сделка будет подпадать под контроль.
Мониторинг сделок
В новом законе дана целая статья, что такое мониторинг сделок и какие документы необходимо представлять в налоговые органы для осуществления мониторинга сделок.
Отчетность по мониторингу сделок представляется в органы налоговой службы ежегодно в соответствии с порядком и формой, утверждаемыми уполномоченными органами.
Теперь в случае непредставления подтверждающих документов по дифференциалу в ходе мониторинга сделок данные статьи расходов не будут учитываться в ходе проведения налоговой проверки.
Корректировка объекта налогообложения
Согласно новому закону, корректировка объекта налогообложения будет осуществляться при любом отклонении цены от рыночной цены, за исключением сельскохозяйственной продукции.
Как известно, в действующем Законе существовал люфт 10 процентов, который позволял налогоплательщикам варьировать от рыночных цен, теперь этого не будет.
Существует много фактов, которые трудно доказать налоговым службам, к примеру маржа трейдера, экспедиторские услуги, потери, хеджирование, демередж и т. д., хотя фактически данные расходы существуют, и 10-процентный люфт позволял данные расходы не доказывать.
Теперь люфт отсутствует, и налоговые органы также не будут принимать во внимание данные расходы, что впоследствии приведет к большим доначислениям, а в дальнейшем – к спорам в судебных инстанциях.
Метод сопоставимой неконтролируемой цены
В данный метод были ведены новые определения.
Моментом реализации товара является дата перехода права собственности покупателю, хотя в Налоговом кодексе моментом реализации является отгрузка товаров, выполнение работ и предоставление услуг с целью продажи, обмена, безвозмездной передачи, а также передача заложенных товаров залогодержателю.
Разница между датой перехода собственности и отгрузкой может составлять месяц и более, а это влияет на определение рыночной цены, т. е. вы определили цену на момент отгрузки, и товар начинает двигаться к покупателю. Так вот теперь рыночная цена будет определяться только при получении товара покупателем.
При этом рыночная цена будет определяться только с соответствующим рынком поставки товара, а не вне зависимости от места регистрации покупателя.
Допустим, вы реализуете продукцию европейской компании, которая обязала поставить товар в любую страну, и рыночная цена будет определяться по месту поставки товара, т. е. в случае поставки товара в Китай рыночная цена будет определяться на основе китайского рынка, в случае поставки товара США – на основе американского рынка.
В дополнение налогоплательщик должен будет осуществлять сбор информации о продвижении своего товара для расчета определения рыночной цены.
В случае отказа предоставления покупателем информации налогоплательщику необходимо будет построить доказательства на основе возможного передвижения своего товара, т. е. у вас будет несколько рыночных цен.
Дифференциал
Согласно новому закону, дифференциал будет учитываться при определении рыночной цены в случае своевременного и обоснованного предоставления информации по мониторингу сделок.
Могут возникнуть такие сложности, как невозможность предоставления дифференциала в ходе проведения мониторинга сделок в связи с отсутствием данных документов у казахстанских предприятий – для его сбора нужно будет определенное количество времени.
Теперь в случае непредоставления информации в ходе мониторинга сделок дифференциал не будет учитываться в ходе проведения налоговой проверки.
Это опять приведет к тому, что контроль за трансфертным ценообразованием будет в основном оспариваться в судебных инстанциях.
Также не маловажным фактом является исключение дифференциала, при сделках с государствами с льготным налогообложением.
Понимая данную политику и вне зависимости от страны регистрации покупателя, должны учитываться хотя бы прямые затраты (к таким расходам относятся транспортные, таможенные и другие расходы), которые фактически могут быть и которые можно подтверждать не только официальными источниками информации, но и транспортными, портовыми и другими компаниями, осуществляющими перевозку.
Соглашение по применению трансфертного ценообразования.
Теперь у налогоплательщиков появится возможность заключить договор с налоговыми органами в части применения методов определения рыночной цены и источников информации, за рамки которого вы не выйдете.
Как писалось ранее, основным спорным вопросом всегда являлось применение дифференциала. Налоговые органы будут согласовывать методы определения рыночной цены и источники информации, но основным спорным вопросом являлись косвенные затраты, которые будут ли согласовывать налоговые органы – неизвестно.
ВЫВОД
В целом новый закон разрабатывался в целях совершенствования контроля за трансфертным ценообразованием, и основная задача данного закона – это чтобы как можно меньше разногласий возникало между налогоплательщиками и контролируемыми органами.
Как следует из вышеизложенного, согласно новому закону, все сделки по внешнеэкономической деятельности будут подпадать под трансфертное ценообразование, при этом будет ограничена возможность предприятия доказать соответствие своей цены с рыночной ценой, что впоследствии приведет к многочисленным спорам, вплоть до арбитражных судов.
Арман МЕНДЫБАЕВ,
директор Департамента трансфертного
ценообразования юридической фирмы «GRATA» ,
магистр математических наук, г. Алматы, Казахстан
Опубликовано в журнале «Учет и аудит Казахстана» № 11, 2008 г.
Внимание! Перепечатка разрешена только с письменного разрешения редакции.
Добрый день, скажите пож-та, нужно ли обращ.в налоговый орган для заключения Соглашения по Трансф.ценообр-ю, и подпадает ли под мониторинг сделок юр.лицо, импортирующее товары народного потребления с России , либо есть какой-либо перечень видов услуг, кто должен это делать?