Комментарии ПАО «Коллегия аудиторов» к Закону РК «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма» от 28 августа 2009 г. № 191-IV
Вниманию аудиторов!
8 сентября 2009 года опубликован Закон РК «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма», а также Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма».
ПАО «Коллегия аудиторов» обращает внимание аудиторов, руководителей и сотрудников аудиторских организаций на прямое отношение данного Закона к осуществлению аудиторской деятельности.
Закон вступает в действие через 6 месяцев после его первого опубликования, т.е. с 9 марта 2010 года.
В соответствии с Законом аудиторские организации, в числе других субъектов, являются субъектами финансового мониторинга.
Рассмотрим требования Закона применительно к деятельности аудиторских организаций.
Финансовый мониторинг – совокупность мер по сбору и анализу информации об операциях с деньгами и (или) иным имуществом, поступающей от субъектов финансового мониторинга
Законом вводится понятие «подозрительная операция» – операция с деньгами и (или) иным имуществом отвечающая критериям, установленным настоящим Законом, по которым имеются основания полагать, что в результате ее совершения в законный оборот вовлекаются доходы, полученные незаконным путем, либо осуществление данной операции направлено на финансирование терроризма и (или) экстремизма
При осуществлении аудита, после вступления в действие Закона, следует обращать внимание на следующие операции, подлежащие финансовому мониторингу:
№№ |
Содержание операции | Сумма равная или превышающая, либо сумма в иностранной валюте, эквивалентная или превышающая |
1 | Получение выигрыша, в том числе в электронной форме, по результатам проведения пари, азартной игры в игорных заведениях, а также лотереи | 1 000 000 тенге |
2 | Покупка, продажа и обмен наличной иностранной валюты через обменные пункты | 7 000 000 тенге |
3 | Получение денег по чеку или векселю как разовая операция, так и операция, осуществляемая в течение семи последовательных календарных дней | 7 000 000 тенге |
4 | Обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства как разовая операция, так и операция, осуществляемая в течение семи последовательных календарных дней | 7 000 000 тенге |
5 | Снятие с банковского счета или зачисление на банковский счет клиента денег как разовая операция, так и операция, осуществляемая в течение семи последовательных календарных дней | 7 000 000 тенге |
6 | Зачисление или перевод на банковский счет клиента денег, осуществляемые физическим или юридическим лицом, имеющим соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в оффшорной зоне, а равно владеющим счетом в банке, зарегистрированном в оффшорной зоне, либо перевод денег клиентом в пользу указанной категории лиц как разовая операция, так и операция, осуществляемая в течение семи последовательных календарных дней | 2 000 000 тенге |
7 | Переводы денег за границу на счета (во вклады), открытые на анонимного владельца, поступление денег из-за границы со счета (вклада), открытого на анонимного владельца, совершенные как разовая операция, так и операция, осуществляемая в течение семи последовательных календарных дней | 2 000 000 тенге |
8 | Открытие сберегательного счета (вклада) в пользу третьего лица и (или) внесение денег на такой счет как разовая операция, так и операция, осуществляемая в течение семи последовательных календарных дней | 7 000 000 тенге |
9 | Платежи и переводы денег, осуществляемые клиентом в пользу другого лица на безвозмездной основе | 2 000 000 тенге |
10 | Приобретение (продажа), ввоз в Республику Казахстан либо вывоз из Республики Казахстан культурных ценностей | 7 000 000 тенге |
11 | Операции, совершаемые юридическими лицами, с момента государственной регистрации которых прошло менее трех месяцев | 7 000 000 тенге |
12 | Ввоз в Республику Казахстан либо вывоз из Республики Казахстан наличной валюты, за исключением ввоза или вывоза, осуществляемого Национальным Банком Республики Казахстан, банками и Национальным оператором почты | 7 000 000 тенге |
13 | Осуществление страховой выплаты или получение страховой премии | 7 000 000 тенге |
14 | Внесение, перечисление добровольных пенсионных взносов в накопительные пенсионные фонды, а также осуществление пенсионных выплат из накопительных пенсионных фондов за счет добровольных пенсионных взносов | 7 000 000 тенге |
15 | Получение или предоставление имущества по договору финансового лизинга | 7 000 000 тенге |
16 | Сделки по оказанию услуг, в том числе подряда, перевозки, транспортной экспедиции, хранения, комиссии, доверительного управления имуществом | 7 000 000 тенге |
17 | Купля-продажа и иные операции с драгоценными металлами, драгоценными камнями и изделиями из них | 7 000 000 тенге |
18 | Сделки с недвижимым и иным имуществом, подлежащие обязательной государственной регистрации | 45 000 000 тенге |
19 | Сделки с ценными бумагами | 45 000 000 тенге |
Подозрительные операции подлежат финансовому мониторингу независимо от суммы, на которую они совершены или могут быть совершены.
Критериями определения подозрительной операции являются:
– совершение сделки, не имеющей очевидного экономического смысла;
– совершение действий, направленных на уклонение от процедур финансового мониторинга, предусмотренных Законом;
– совершение операции, по которой имеются основания полагать, что данная операция направлена на финансирование терроризма и (или) экстремизма.
Аудиторы, как субъекты финансового мониторинга, согласно Закону, должны принимать меры по надлежащей проверке своих клиентов в соответствии с законодательством Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма.
Такая проверка осуществляется в случаях:
– установления деловых отношений с клиентом;
– осуществления операций с деньгами и (или) иным имуществом, подлежащих финансовому мониторингу;
– наличия оснований для сомнения в достоверности в ранее полученных данных о физическом и юридическом лицах.
Надлежащая проверка, в отношении клиентов заключается в:
1. Фиксирование сведений, необходимых для идентификации физического лица, совершающего операцию с деньгами и (или) иным имуществом: данные документа, удостоверяющего его личность, регистрационный номер налогоплательщика, индивидуальный идентификационный номер (за исключением случаев, когда клиенту не присвоены регистрационный номер налогоплательщика, индивидуальный идентификационный номер в соответствии с законодательством Республики Казахстан);
2. Фиксирование сведений, необходимых для идентификации юридического лица, совершающего операцию с деньгами и (или) иным имуществом: данные учредительных документов, регистрационный номер налогоплательщика, бизнес-идентификационный номер (за исключением случаев, когда клиенту не присвоены регистрационный номер налогоплательщика, бизнес-идентификационный номер в соответствии с законодательством Республики Казахстан), а также адрес места нахождения;
3. Фиксирование сведений, необходимых для идентификации получателя по операции с деньгами и (или) иным имуществом и его представителя, в том числе регистрационный номер налогоплательщика, индивидуальный идентификационный номер (при его наличии) получателя и его представителя, а также отметка о сверке подписи получателя или представителя (при наличии);
4. Установление предполагаемой цели и характера деловых отношений;
5. Проведение на постоянной основе проверки деловых отношений и изучения операций, осуществляемых клиентом через данный субъект финансового мониторинга.
При этом осуществление мер, указанных в п.п. 1-4, применяются до установления деловых отношений с клиентами. Таким образом, применительно к положениям аудиторских стандартов, эти действия совершаются при предварительном планировании аудита.
Рекомендуем указанные действия включать в план и программу проведения аудита и разработать внутренний стандарт по осуществлению указанной надлежащей проверки в рамках предварительного планирования аудиторских процедур.
В случае невозможности принятия мер, предусмотренных подпунктами 1-4, субъектами финансового мониторинга деловые отношения с клиентами не устанавливаются (статья 7 Закона).
Субъекты финансового мониторинга при проведении надлежащей проверки клиента обязаны документально фиксировать сведения о клиенте.
В данном случае аудиторские организации фиксируют сведения в своих рабочих документах.
Перечень документов, необходимых для надлежащей проверки клиента по видам субъектов финансового мониторинга, определяется уполномоченным органом по согласованию с соответствующими государственными органами.
Следует ожидать опубликования перечня документов.
Сведения и информация об операции, подлежащей финансовому мониторингу, предоставляются субъектами финансового мониторинга в уполномоченный орган в порядке, определяемом уполномоченным органом по согласованию с соответствующими государственными органами.
Также ожидается опубликование порядка представления сведений и информации в уполномоченный орган.
Расходы, связанные с передачей в уполномоченный орган сведений об операции, подлежащей финансовому мониторингу, полученных при проведении надлежащей проверки клиента, несут субъекты финансового мониторинга.
Субъекты финансового мониторинга, в том числе аудиторские организации, разрабатывают правила внутреннего контроля и программы его осуществления, а также несут ответственность за соблюдение правил и реализацию программ.
Правила внутреннего контроля разрабатываются, принимаются и исполняются аудиторскими организациями с учетом требований, утвержденных уполномоченным органом по согласованию с соответствующими государственными органами.
Документы, содержащие необходимую информацию, подлежат хранению субъектами финансового мониторинга не менее пяти лет со дня прекращения отношений с клиентом.
Внимание! Субъекты финансового мониторинга, в том числе аудиторские организации, предоставляющие информацию в уполномоченный орган, не вправе извещать об этом клиентов и иных лиц, в отношении которых передается информация!
Представление в уполномоченный орган сведений и документов субъектами финансового мониторинга в целях и порядке, предусмотренных настоящим Законом, не является разглашением служебной, коммерческой, банковской или иной охраняемой законом тайны!
В случае предоставления в уполномоченный орган информации в соответствии с Законом субъекты финансового мониторинга, их должностные лица независимо от результатов сообщения не несут ответственности, предусмотренной законами Республики Казахстан, а также гражданско-правовым договором!
Внесены соответствующие дополнения в Закон РК «Об аудиторской деятельности».
Статья 7 «Компетенция уполномоченного органа» дополнена пунктом 14-1:
«14-1) осуществляет контроль за соблюдением аудиторскими организациями законодательства Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма».
Статья 20 «Права и обязанности аудиторов» в пункте 2 дополнена подпунктом 4):
«4) сообщать руководителю аудиторской организации, участником которой он является, сведения в соответствии с законодательством Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма».
Примечание. Некоторая неясность данного пункта заключается в том, что руководитель аудиторской организации ассоциируется с участником организации, т.е. и учредителем организации. Ситуация может быть такой, что руководитель не обязательно может быть участником аудиторской организации. Либо, имелось в виду, что аудитор, представляющий сведения, является участником. Возможно, это понималось так, что аудитор является сотрудником организации и неудачно применено понятие «участник», которое имеет четкое определение в гражданском законодательстве.
Статья 21 «Права и обязанности аудиторских организаций» в пункте 2 дополнена подпунктом 10:
«10) сообщать уполномоченному органу по финансовому мониторингу сведения в соответствии с законодательством Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма».
Серьезное внимание рекомендуем обратить на санкции, предусмотренные в Кодексе об административных правонарушениях.
Так, за нарушение в части документального фиксирования об операциях, подлежащих финансовому мониторингу, на юридические лица и должностные лица налагается штраф в размере от 200 до 220 МРП.
Неисполнение обязанностей по разработке, принятию и (или) исполнению правил внутреннего контроля и программы его обеспечения – штраф на юридических и должностных лиц в размере от 200 до 250 МРП. В случае повторного нарушения – штраф в размере от 250 до 300 МРП.
Нарушения, совершенные в течение года три и более раза, влекут штраф на должностных лиц аудиторских организаций в размере от 380 до 400 МРП. На аудиторские организации налагается штраф от 1800 до 2000 МРП, с приостановлением действия лицензии на 6 месяцев или лишения лицензии, а также временное лишение сроком на 6 месяцев квалификационного свидетельства или лишение этого свидетельства навсегда.
Закон вступает в действие через 6 месяцев. Поэтому рекомендуем изучить его и принять меры по его применению в части документирования сведений о клиентах и операциях, внести корректировки в рабочие программы и программы предварительного планирования аудита. Соответствующие документы уполномоченного органа, на основе которых необходимо будет провести предварительную работу, будут опубликованы. Следите за нашей информацией.