КазахстанНовости

Министерством финансов РК опубликована концепция изменений закона о бухгалтерском учете

Досье на проект Закона Республики Казахстан

«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности»

(май 2008 года)

 

 

1.  Концепция проекта (май 2008 года)

2.  Концепция к проекту  (февраль 2008 года)

 

 

 

 

 

Предварительное заключение Министерства юстиции по концепции законопроекта, подготовленное в соответствии с пунктом 6 Правил организации законопроектной работы в уполномоченных органах Республики Казахстан, утвержденных Постановлением Правительства Республики Казахстан от 21 августа 2003 года № 840 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности».

 (май 2008 года)

 

Инициатор – Министерство финансов Республики Казахстан.

Согласно концепции, предусматривается решение практической проблемы, требующей внесения изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности».

В связи с переходом мировой экономики к тенденции применения единых стандартов финансовой отчетности, позволяющих пользователям единообразно интерпретировать финансовую информацию вне зависимости от языка и национальных систем бухгалтерского учета, соответствие системы финансового (бухгалтерского) учета и финансовой отчетности международным стандартам является главным атрибутом конкурентоспособности современных организаций, предприятий. Переход на МСФО (Международные стандарты финансовой отчетности) необходим для всеобщего и единообразного понимания финансовой отчетности.

Законодательно установленный переход на МСФО невозможно обеспечить без мониторинга и контроля за соблюдением требований законодательства о бухгалтерском учете и финансовой отчетности Республики Казахстан, которые на сегодняшний день никем не осуществляются. Планом мероприятий по обеспечению перехода всех юридических лиц на МСФО на 2007-2009 годы, утвержденным Постановлением Правительства РК от 29 августа 2007 года № 760 предусмотрены мероприятия по выявлению организаций, обязанных перейти на МСФО и не перешедших. Из-за отсутствия соответствующих функций уполномоченный орган в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности не имеет возможности в полном объеме прослеживать картину перехода на МСФО, особенно реального сектора.

В этой связи, для надлежащего выполнения норм Закона, входящих в компетенцию уполномоченного органа, и в целях обеспечения соблюдения законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности и международных стандартов финансовой отчетности, Законопроектом предлагается наделить уполномоченный орган соответствующими функциями мониторинга и контроля.

Согласно статье 9 Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», руководителем бухгалтерской службы является главный бухгалтер или другое должностное лицо, обеспечивающее ведение бухгалтерского учета, составление и представление финансовой отчетности, формирование учетной политики. На должность главного бухгалтера организации публичного интереса назначается профессиональный бухгалтер. Законопроектом устанавливается продление срока ввода в действие вышеназванной статьи с 1 января 2009 года до 1 января 2012 года, мотивируя тем, что в Республике Казахстан существуют около 8 тыс. организаций публичного интереса и отсутствуют аккредитованные организации по профессиональной сертификации бухгалтеров, проведение сертификации всех главных бухгалтеров организаций публичного интереса в срок до 1 января 2009 года не представляется возможным.

Концепция предполагает исключение из ряда законодательных актов норм об обязательности опубликования в СМИ годового бухгалтерского баланса и отчета. В частности, пункт 4 статьи 76 Закона Республики Казахстан «Об акционерных обществах» регламентирует, что «общество обязано ежегодно публиковать в СМИ годовой бухгалтерский баланс, отчет, показывающий все изменения в капитале, отчет о движении денежных средств и отчет о прибылях и убытках в сроки, установленные уполномоченным органом. Общество вправе дополнительно опубликовать иную финансовую отчетность».

Кроме того, поправки, касающиеся изменений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях, необходимо вынести на рассмотрение Межведомственной комиссии по вопросам совершенствования административного законодательства.

Вместе с тем, сообщаем, что Планом законопроектных работ Правительства Республики Казахстан на 2008 год предусмотрен законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования законодательства Республики Казахстан о платежах и переводах денег, бухгалтерского учета и финансовой отчетности финансовых организаций и деятельности Национального Банка Республики Казахстан» (сроки февраль-март-май), в рамках которого предлагаем проработать проблемные вопросы, касающиеся изменений в данной сфере.

Разработка рассматриваемого законопроекта соответствует требованиям пункта 5 Правил организации законопроектной работы в уполномоченных органах Республики Казахстан, утвержденных Постановлением Правительства Республики Казахстан от 21 августа 2003 года № 840.

 

 

Концепция к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности»

 

1. Название законопроекта

 

Проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности (далее – Законопроект).

 

2. Обоснование необходимости разработки законопроекта

 

Согласно требованиям части второй статьи 9 Закона, с 1 января 2009 года на должность главного бухгалтера организации публичного интереса назначается профессиональный бухгалтер. При этом профессиональным бухгалтером является физическое лицо, имеющее сертификат профессионального бухгалтера, выданный аккредитованной организацией по профессиональной сертификации бухгалтеров.

Вместе с тем, необходим промежуток времени, достаточный для создания организаций, которые могут быть аккредитованы в качестве организации по профессиональной сертификации бухгалтеров.

Учитывая отсутствие на сегодняшний день аккредитованных организаций по профессиональной сертификации бухгалтеров, а также то, что в Республике Казахстан существует около 8 000 организаций публичного интереса, проведение сертификации всех главных бухгалтеров в срок до 1 января 2009 года является затруднительным, что в результате приведет к нарушению требований законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Таким образом, наличие временного отрезка до 2012 года даст возможность создать систему сертификации в Казахстане, предложенную Законом, и образовать необходимую массу профессиональных бухгалтеров.

Необходимо обратить внимание, что на сегодняшний день стоимость опубликования в средствах массовой информации годовой финансовой отчетности акционерного общества составляет более 800 тыс. тенге, в связи с чем альтернативой для экономии указанных затрат могут служить аналогичные услуги депозитария, стоимость которых будет в десятки раз меньше. В связи с этим, поскольку в Законе предусмотрена обязанность по сдаче организациями публичного интереса годовой финансовой отчетности в депозитарий, предполагается исключить норму обязательной публикации финансовой отчетности в периодических печатных изданиях. При этом исключается также отсылочная норма по публикации годовой финансовой отчетности, установленная для финансовых организаций.

В целях признания дипломов, выданных иностранными институтами, являющимися действительными членами Международной федерации бухгалтеров, предлагается внести соответствующие дополнения в часть вторую пункта 5 статьи 22 Закона с обеспечением широкого крута пользователей перечнем иностранных институтов, являющихся действительными членами Международной федерации бухгалтеров, чьи квалификационные свидетельства и дипломы признаются наравне с сертификатом профессионального бухгалтера в Казахстане.

Законодательно установленный переход на МСФО невозможно обеспечить без мониторинга и контроля за соблюдением требований законодательства о бухгалтерском учете и финансовой отчетности Республики Казахстан, которые на сегодняшний день никем не осуществляются. Планом мероприятий по обеспечению перехода всех юридических лиц на МСФО на 2007-2009 годы, утвержденным Постановлением Правительства РК от 29 августа 2007 года № 760, предусмотрены мероприятия по выявлению организаций, обязанных перейти на МСФО и не перешедших. Из-за отсутствия соответствующих функций уполномоченный орган в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности не имеет возможности в полном объеме прослеживать картину перехода на МСФО, особенно реального сектора.

В этой связи, для надлежащего выполнения норм Закона, входящих в компетенцию уполномоченного органа, и в целях обеспечения соблюдения законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности и международных стандартов финансовой отчетности, Законопроектом предлагается наделить уполномоченный орган соответствующими функциями мониторинга и контроля.

В целях вовлечения с момента возникновения в профессиональные организации бухгалтеров бухгалтерских организаций, требование в отношении опыта работы не менее двух лет в сфере бухгалтерского учета и аудита необходимо отнести к бухгалтерам – членам профессиональной организации бухгалтеров.

В связи с изложенным Законопроектом уточняются требования к членам аккредитованной профессиональной организации бухгалтеров, являющихся как физическими, так и юридическим лицами.

 

3. Цели принятия законопроекта

 

Целями принятия Законопроекта являются:

– продление введения в действие нормы с 1 января 2009 года на 1 января 2012 года, предусматривающей назначение на должность главного бухгалтера организации публичного интереса профессионального бухгалтера;

– исключение нормы обязательного опубликования организациями публичного интереса годовой финансовой отчетности в периодических печатных изданиях;

– признание дипломов, выданных иностранными институтами, являющимися действительными членами Международной федерации бухгалтеров;

– формирование уполномоченном органом перечня иностранных институтов, являющихся действительными членами Международной федерации бухгалтеров, чьи квалификационные свидетельства и дипломы признаются наравне с сертификатом, выданным организацией по профессиональной сертификации в Казахстане;

– наделение уполномоченного органа функцией контроля и мониторинга за соблюдением законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности и международных стандартов финансовой отчетности;

– уточнение требований к членам – физическим и юридическим лицам аккредитованной профессиональной организации бухгалтеров;

– уточнение основных понятий, используемых Законом.

 

4. Предмет регулирования законопроекта

 

Предметом регулирования законопроекта будут являться:

– изменения сроков предъявления требований к главным бухгалтерам организаций публичного интереса;

– государственный контроль и мониторинг соблюдения законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности и международных стандартов финансовой отчетности.

 

5. Структура законопроекта

 

Законопроект состоит из двух статей. Первая статья законопроекта предусматривает внесение изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан от 30 января 2001 года № 155 «Об административных правонарушениях» касательно нарушений законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также внесение изменений и дополнений в законы Республики Казахстан:

– от 28 февраля 2007 года № 234 «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» в части положений, отраженных в разделе 4 настоящей Концепции;

– от 31 января 2006 года № 124 «О частном предпринимательстве» в части дополнения приложения к данному закону уполномоченным органом, осуществляющим мониторинг и контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности и международных стандартов финансовой отчетности;

– от 13 мая 2003 года № 415 «Об акционерных обществах» в части исключения нормы обязательной публикации финансовой отчетности в периодических печатных изданиях:

– от 31 августа 1995 года № 2444 «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» в части исключения нормы обязательной публикации финансовой отчетности в периодических печатных изданиях;

– от 20 июня 1997 года № 136 «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» в части исключения нормы обязательной публикации финансовой отчетности в периодических печатных изданиях;

– от 18 декабря 2000 года № 126 «О страховой деятельности» в части исключения нормы обязательной публикации финансовой отчетности в периодических печатных изданиях;

– от 1 июля 2003 года № 446 «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств» в части исключения нормы обязательной публикации финансовой отчетности в периодических печатных изданиях;

– от 1 июля 2003 года № 444 «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности перевозчика перед пассажирами» в части исключения нормы обязательной публикации финансовой отчетности в периодических печатных изданиях;

– от 31 декабря 2003 года № 513 «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности туроператора и турагента» в части исключения нормы обязательной публикации финансовой отчетности в периодических печатных изданиях.

Вторая статья законопроекта предусматривает срок его введения в действие.

 

6. Предполагаемые правовые и социально-экономические последствия в случае принятия законопроекта

 

Принятие Законопроекта позволит реализовать необходимую систему сертификации профессиональных бухгалтеров в Республике Казахстан, конкретизировать организационно-правовые формы подлежащих аккредитации профессиональных организаций бухгалтеров и/или бухгалтерских организаций, а также позволит осуществлять контроль и мониторинг соблюдения законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности и международных стандартов финансовой отчетности.

Кроме того, предусмотренная Законопроектом норма публикации финансовой отчетности в депозитарии финансовой отчетности позволит организациям экономить средства на дорогостоящую публикацию в периодических печатных изданиях, что в свою очередь скажется на финансовых результатах деятельности организаций.

 

7. Необходимость одновременного (последующего) приведения других законодательных актов в соответствие с законопроектом

 

Не предусматривает.

 

8. Регламентированность предмета законопроекта иными нормативными правовыми актами

 

Иные нормативные правовые акты по данному вопросу не принимались.

 

9. Наличие по рассматриваемому вопросу зарубежного опыта

 

В развитых странах, как, например, в США или Великобритании, существует регуляторный орган, осуществляющий мониторинг за соблюдением законодательства по бухгалтерскому учету в большинстве своем в отношении компаний, имеющих акции или облигации в публичном обращении. При этом целью такого мониторинга является защита прав пользователей финансовой отчетности.

 

10. Предполагаемые финансовые затраты, связанные с реализацией законопроекта

 

Законопроект не предполагает финансовых затрат из государственного бюджета.

 

 

 

Концепция

к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности»

 (февраль 2008 года)

 

1. Название законопроекта

 

Проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности (далее – Законопроект).

 

 

2. Обоснование необходимости разработки законопроекта

 

В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 21 Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (далее – Закон), Консультативный орган вправе вносить уполномоченному органу предложения по совершенствованию законодательства Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

Согласно пункту 3 Протокола заседания Консультативного органа от 26 ноября 2007 года № 1, Министерству финансов рекомендовано внести следующие изменения и дополнения в Закон:

– в пункт 1 статьи 26 Закона в части продления срока введения в действие части второй статьи 9 Закона, предусматривающей назначение на должность главного бухгалтера организации публичного интереса – профессионального бухгалтера;

– в пункт 5 статьи 22 Закона в части дополнения признания дипломов выданных иностранными институтами, являющимися действительными членами Международной федерации бухгалтеров.

 

 

3. Цели принятия законопроекта

 

Целями принятия законопроекта являются:

– продление введения в действие нормы с 1 января 2009 года на 1 января 2012 года, предусматривающей назначение на должность главного бухгалтера организации публичного интереса профессионального бухгалтера;

– признание диплома, выданного иностранными институтами, являющимися действительными членами Международной федерации бухгалтеров;

– обеспечение наличия организационно правовой формы некоммерческой организации в форме объединения бухгалтеров и бухгалтерских организаций в целях ее аккредитации как профессиональной организации бухгалтеров;

-наделение уполномоченного органа функцией мониторинга соблюдения законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности и международных стандартов.

 

 

4. Предмет регулирования законопроекта

 

Согласно требованиям части второй статьи 9 Закона, с 1 января 2009 года на должность главного бухгалтера организации публичного интереса назначается профессиональный бухгалтер. При этом профессиональным бухгалтером является физическое лицо, имеющее сертификат профессионального бухгалтера, выданный аккредитованной организацией по профессиональной сертификации бухгалтеров.

Вместе с тем, на сегодняшний день еще ни одно юридическое лицо не представило заявление на аккредитацию в качестве организации по профессиональной сертификации бухгалтеров.

Учитывая, что на сегодняшний день в Республике Казахстан существует около 8 000 организаций публичного интереса, проведение сертификации всех главных бухгалтеров до 1 января 2009 года является практически не возможным, что в результате приведет к нарушению требований законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Вместе с тем, необходим промежуток времени достаточный для создания организаций, которые могут быть аккредитованы в качестве организации по профессиональной сертификации бухгалтеров.

Таким образом, наличие временного отрезка до 2012 года даст возможность создать систему сертификации в Казахстане, предложенную Законом, и образовать необходимую массу профессиональных бухгалтеров.

Согласно подпункту 4) статьи 1 Закона, аккредитованной профессиональной организацией бухгалтеров признается некоммерческая организация, являющаяся объединением бухгалтеров и бухгалтерских организаций.

Вместе с тем, действующее законодательство не предусматривает организационно-правовую форму некоммерческой организации, которая состоит из физических и юридических лиц.

В этой связи, предлагается в качестве аккредитованной профессиональной организации бухгалтеров рассматривать некоммерческие организации, включающие:

– объединения бухгалтеров;

– бухгалтерские организации;

– объединение бухгалтеров и бухгалтерские организации.

Кроме того, в целях установления правового основания для некоммерческой организации, предусматривающей в своем составе как физических, так и юридических лиц, предлагается пункт 2 статьи 17 Закона «О некоммерческих организациях» дополнить новой организационно-правовой формой некоммерческой организации – объединение бухгалтеров и бухгалтерских организаций.

В целях признания диплома АССА по Международной Финансовой Отчетности (ДипИФР на русском языке) предлагается внести соответствующие дополнения в часть вторую части пункта 5 статьи 22 Закона. Кроме того, необходимо обеспечить широкий круг пользователей перечнем иностранных институтов, являющихся действительными членами Международной федерации бухгалтеров, чьи квалификационные свидетельства и дипломы признаются наравне с сертификатом, выданным организацией по профессиональной сертификации в Казахстане.

Законодательно продекларированный переход на МСФО невозможно обеспечить без мониторинга и контроля, который на сегодняшний день никем не осуществляется. Планом мероприятий по обеспечению перехода всех юридических лиц на МСФО на 2007–2009 годы, утвержденным постановлением Правительства РК от 29 августа 2007 года № 760, предусмотрены мероприятия по выявлению организаций, обязанных перейти на МСФО и не перешедших. Таким образом, в целях обеспечения соблюдения законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности и международных стандартов предлагается наделить уполномоченный орган соответствующей функцией мониторинга и контроля.

 

 

5. Структура законопроекта

 

Законопроект предусматривает внесение изменений и дополнений в Законы Республики Казахстан:

– «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности»;

– «О некоммерческих организациях»;

– «О частном предпринимательстве».

 

 

6. Предполагаемые правовые и социально-экономические последствия в случае принятия законопроекта

 

Принятие Законопроекта позволит реализовать необходимую систему сертификации профессиональных бухгалтеров в Республике Казахстан, конкретизировать организационно-правовые формы подлежащих аккредитации профессиональных бухгалтеров и/или бухгалтерских организаций, а также позволит осуществлять мониторинг соблюдения законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности и международных стандартов.

 

7. Необходимость одновременного (последующего) приведения других законодательных актов в соответствие с законопроектом

 

Отсутствует.

 

8. Регламентированность предмета законопроекта иными нормативными правовыми актами

 

Иные нормативные правовые акты по данному вопросу не принимались.

 

9. Наличие по рассматриваемому вопросу зарубежного опыта

Не имеется.

 

10. Предполагаемые финансовые затраты, связанные с реализацией законопроекта

 

Законопроект не предполагает финансовых затрат из республиканского бюджета.

 Проект

 

Примечание: дополнения внесены жирным шрифтом!

 

 

Закон Республики Казахстан от 28 февраля 2007 года № 234-III

«О бухгалтерском учете и финансовой отчетности»

 

Настоящий Закон регулирует систему бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Республике Казахстан, устанавливает принципы, основные качественные характеристики и правила ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности.

 

 

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

 

Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:

1) аккредитация – признание уполномоченным органом правомочий профессиональных организаций бухгалтеров и организаций по профессиональной сертификации бухгалтеров, предусмотренных настоящим Законом, подтвержденных свидетельством по форме, установленной уполномоченным органом;

2) первичные учетные документы (далее – первичные документы) – документальное свидетельство, как на бумажном, так и на электронном носителе факта совершения операции или события и права на ее совершение, на основании которого ведется бухгалтерский учет;

3) аккредитованная организация по профессиональной сертификации бухгалтеров (далее – организация по сертификации) – юридическое лицо, осуществляющее сертификацию кандидатов в профессиональные бухгалтеры, аккредитованное в порядке, установленном уполномоченным органом;

4) аккредитованная профессиональная организация бухгалтеров (далее – профессиональная организация) – некоммерческая организация, являющаяся объединением бухгалтеров и (или) бухгалтерских организаций;

5) регистры бухгалтерского учета – формы для обобщения, систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для ее отражения в системе бухгалтерского учета и финансовой отчетности;

6) бухгалтерская организация – организация, предоставляющая услуги в сфере бухгалтерского учета, являющаяся членом профессиональной организации;

7) организации публичного интереса – финансовые организации, акционерные общества (за исключением некоммерческих), организации-недропользователи (кроме организаций, добывающих общераспространенные полезные ископаемые) и организации, в уставных капиталах которых имеется доля участия государства, а также государственные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения;

8) профессиональный бухгалтер – физическое лицо, имеющее сертификат профессионального бухгалтера;

9) сертификат профессионального бухгалтера (далее – сертификат) – документ, выданный организацией по сертификации, удостоверяющий профессиональную квалификацию бухгалтера;

10) депозитарий финансовой отчетности (далее – депозитарий) – электронная база данных финансовой отчетности, ежегодно сдаваемой организациями, с открытым для пользователей доступом;

11) стандарт финансовой отчетности – документ, устанавливающий принципы и методы ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности;

12) национальные стандарты финансовой отчетности (далее – национальные стандарты) – стандарты финансовой отчетности, утвержденные уполномоченным органом;

13) международные стандарты финансовой отчетности (далее – международные стандарты) – стандарты финансовой отчетности, утвержденные Фондом Комитета международных стандартов финансовой отчетности;

14) уполномоченный орган – центральный государственный орган, осуществляющий регулирование деятельности в сфере бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

 

 

Статья 2. Сфера действия настоящего Закона

 

1. Действие настоящего Закона распространяется на:

индивидуальных предпринимателей;

юридические лица, филиалы и представительства иностранных юридических лиц, зарегистрированные на территории Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан (далее – организации).

2. Индивидуальные предприниматели, применяющие в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан специальный налоговый режим на основе разового талона или патента, вправе не осуществлять ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности.

3. Индивидуальные предприниматели и организации, за исключением государственных учреждений, субъектов крупного предпринимательства и организаций публичного интереса, осуществляют составление финансовой отчетности в соответствии с национальными стандартами в зависимости от их принадлежности к следующим категориям:

1) субъектам малого предпринимательства, применяющим в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан специальные налоговые режимы для крестьянских или фермерских хозяйств, юридических лиц – производителей сельскохозяйственной продукции, а также на основе упрощенной декларации;

2) субъектам малого предпринимательства, за исключением перечисленных в подпункте 1) настоящего пункта, а также некоммерческим организациям, филиалам и представительствам иностранных юридических лиц, зарегистрированным на территории Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

3) субъектам среднего предпринимательства, а также государственным предприятиям, основанным на праве оперативного управления (казенные предприятия).

4. Субъекты крупного предпринимательства и организации публичного интереса обязаны составлять финансовую отчетность в соответствии с международными стандартами.

5. Организации, указанные в пункте 3 настоящей статьи, вправе по решению их руководящих органов, утвердивших учетную политику, составлять финансовую отчетность в соответствии с международными стандартами.

 

 

Статья 3. Законодательство Республики Казахстан о бухгалтерском

учете и финансовой отчетности

 

1. Законодательство Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

 

 

Глава 2. СИСТЕМА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

 

Статья 4. Цель бухгалтерского учета и финансовой отчетности

 

Целью бухгалтерского учета и финансовой отчетности является обеспечение заинтересованных лиц полной и достоверной информацией о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении индивидуальных предпринимателей и организаций.

 

 

Статья 5. Принципы и основные качественные характеристики

бухгалтерского учета и финансовой отчетности

 

1. Принципами ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности являются начисление и непрерывность.

2. Основными качественными характеристиками финансовой отчетности являются понятность, уместность, надежность и сопоставимость.

 

 

Статья 6. Система бухгалтерского учета

 

1. Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях индивидуальных предпринимателей и организаций, регламентированную законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также учетной политикой.

2. Учетная политика представляет собой конкретные принципы, основы, положения, правила и практику, принятые к применению индивидуальным предпринимателем или организацией для ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, международными или национальными стандартами и типовым планом счетов бухгалтерского учета, исходя из их потребностей и особенностей деятельности.

3. Операции и события отражаются в системе бухгалтерского учета, при этом должны обеспечиваться:

1) адекватное подкрепление бухгалтерских записей оригиналами первичных документов и отражение в бухгалтерских записях всех операций и событий;

2) хронологическая и своевременная регистрация операций и событий;

3) приведение в соответствие синтетического (итогового) учета с аналитическим (детальным) по состоянию на первое число каждого месяца.

4. Операции и события отражаются на синтетических счетах способом двойной записи на основании типового плана счетов бухгалтерского учета организаций, соответствующего требованиям, установленным уполномоченным органом и (или) Национальным Банком Республики Казахстан.

Порядок ведения аналитического учета операций и событий устанавливается индивидуальным предпринимателем или должностными лицами юридического лица (далее – руководство), которые в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан и учредительными документами осуществляют текущее руководство и ведение дел, исходя из потребностей индивидуального предпринимателя или организации.

5. Индивидуальные предприниматели и организации обеспечивают ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности на государственном и (или) русском языках.

 

 

Статья 7. Бухгалтерская документация

 

1. Бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику.

Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов.

2. Формы или требования к первичным документам, применяемым для оформления операций или событий, утверждаются уполномоченным органом и (или) Национальным Банком Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

3. Первичные документы как на бумажных, так и на электронных носителях, формы которых или требования к которым не утверждены в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, разрабатываются индивидуальными предпринимателями и организациями самостоятельно и должны содержать следующие обязательные реквизиты:

1) наименование документа (формы);

2) дату составления;

3) наименование организации или фамилию и инициалы индивидуального предпринимателя, от имени которых составлен документ;

4) содержание операции или события;

5) единицы измерения операции или события (в количественном и стоимостном выражении);

6) наименование должностей, фамилии, инициалы и подписи лиц, ответственных за совершение операции (подтверждение события), и правильность ее (его) оформления;

7) регистрационный номер налогоплательщика.

В зависимости от характера операции или события, требований нормативных правовых актов Республики Казахстан и способа обработки учетной информации в первичные документы могут быть включены дополнительные реквизиты.

4. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции или события либо непосредственно после их окончания.

5. Информация, содержащаяся в принятых к учету первичных документах, накапливается и систематизируется в регистрах бухгалтерского учета, формы которых или требования к которым утверждаются уполномоченным органом и (или) Национальным Банком Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Данные регистров бухгалтерского учета в сгруппированном виде переносятся в финансовую отчетность.

6. При составлении первичных документов и регистров бухгалтерского учета на электронных носителях индивидуальные предприниматели и организации должны изготовить копии таких документов на бумажных носителях для других участников операций, а также по требованию государственных органов, которым такое право требования предоставлено в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

7. Внесение исправлений в кассовые и банковские первичные документы не допускается. В остальные первичные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с участниками операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы с указанием даты внесения исправлений.

 

 

Статья 8. Организация бухгалтерского учета

 

1. Руководство или индивидуальный предприниматель:

1) согласовывает и (или) утверждает учетную политику;

2) обеспечивает организацию бухгалтерского учета.

Учетная политика утверждается в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан и уставом (положением) организации.

2. Руководство или индивидуальный предприниматель может в зависимости от объема учетной работы:

1) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

2) ввести в штат должность главного бухгалтера;

3) передать на договорной основе ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности бухгалтерской или аудиторской организации или профессиональному бухгалтеру;

4) вести бухгалтерский учет лично.

На организации публичного интереса действие подпунктов 3) и 4) настоящего пункта не распространяется.

К бухгалтерской организации приравнивается организация – член иностранного института, являющегося действительным членом Международной федерации бухгалтеров.

 

 

Статья 9. Руководитель бухгалтерской службы

 

Руководителем бухгалтерской службы (далее – главный бухгалтер) является главный бухгалтер или другое должностное лицо, обеспечивающее ведение бухгалтерского учета, составление и представление финансовой отчетности, формирование учетной политики.

На должность главного бухгалтера организации публичного интереса назначается профессиональный бухгалтер.

 

 

Статья 10. Право подписи бухгалтерских документов

 

1. Руководство или индивидуальный предприниматель определяет лиц, имеющих право подписи бухгалтерских документов. При этом может быть установлена иерархия права подписи в зависимости от занимаемой лицом должности, размеров денежных сумм, сферы действия и сущности операции.

2. Индивидуальные предприниматели или организации, использующие электронные подписи, должны установить надлежащие меры предосторожности и контроля, касающиеся права использования и доступа к электронным подписям, в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

 

 

Статья 11. Хранение бухгалтерской документации

 

Индивидуальные предприниматели и организации обязаны хранить первичные документы, регистры бухгалтерского учета на бумажных и (или) электронных носителях, финансовую отчетность, учетную политику, программы электронной обработки учетных данных в течение периода, установленного законодательством Республики Казахстан.

 

 

Статья 12. Тайна бухгалтерской информации

 

1. Содержание первичных документов и регистров бухгалтерского учета является информацией, составляющей коммерческую тайну, доступ к которой предоставляется лишь лицам, которые имеют разрешение руководства или индивидуального предпринимателя, а также должностным лицам государственных органов в соответствии с законами Республики Казахстан.

2. Лица, имеющие доступ к указанным документам, обязаны не разглашать содержащуюся в них информацию без согласия их владельца и не имеют права использовать ее в личных интересах. Лица, имеющие доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, несут ответственность за ее разглашение в соответствии с законами Республики Казахстан.

 

 

Глава 3. ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ

 

Статья 13. Элементы финансовой отчетности

 

1. Элементами финансовой отчетности, связанными с оценкой финансового положения, являются активы, обязательства и капитал.

Активы – ресурсы, контролируемые индивидуальным предпринимателем или организацией в результате прошлых событий, от которых ожидается получение будущих экономических выгод.

Обязательство – существующая обязанность индивидуального предпринимателя или организации, возникающая из прошлых событий, урегулирование которой приведет к выбытию ресурсов, содержащих экономические выгоды.

Капитал – доля в активах индивидуального предпринимателя или организации, остающаяся после вычета всех обязательств.

2. Элементами, непосредственно связанными с измерениями результатов деятельности в отчете о прибылях и убытках, являются доходы и расходы.

Доходы – увеличение экономических выгод в течение отчетного периода в форме притока или прироста активов или уменьшения обязательств, которые приводят к увеличению капитала, отличному от увеличения, связанного с взносами лиц, участвующих в капитале.

Расходы – уменьшение экономических выгод в течение отчетного периода в форме оттока или уменьшения активов или возникновения обязательств, которые приводят к уменьшению капитала, отличному от уменьшения, связанного с распределением лицам, участвующим в капитале.

 

 

Статья 14. Оценка и учет элементов финансовой отчетности

 

1. Оценка элементов финансовой отчетности – определение денежных сумм, по которым данные элементы признаются и фиксируются в бухгалтерском учете и финансовой отчетности. Методы и порядок применения оценок устанавливаются в соответствии с международными стандартами и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

2. Методы учета и порядок признания элементов финансовой отчетности устанавливаются в соответствии с международными стандартами и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

 

 

Статья 15. Финансовая отчетность

 

1. Финансовая отчетность представляет собой информацию о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении индивидуального предпринимателя или организации.

2. Финансовая отчетность, за исключением отчетности государственных учреждений, включает в себя:

1) бухгалтерский баланс;

2) отчет о прибылях и убытках;

3) отчет о движении денежных средств;

4) отчет об изменениях в капитале;

5) пояснительную записку.

Порядок составления финансовой отчетности и дополнительные требования к ней устанавливаются в соответствии с международными стандартами и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

3. Объем, формы и порядок составления финансовой отчетности государственных учреждений определяются уполномоченным органом, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Казахстан.

4. Финансовая отчетность подписывается руководством и главным бухгалтером организации, индивидуальным предпринимателем.

Финансовая отчетность организации, в которой бухгалтерский учет ведется бухгалтерской организацией или профессиональным бухгалтером, подписывается руководством, а также руководителем бухгалтерской организации или профессиональным бухгалтером.

 

 

Статья 16. Международные стандарты финансовой отчетности

 

Составление финансовой отчетности осуществляется организациями в соответствии с международными стандартами, опубликованными на государственном или русском языке организацией, имеющей письменное разрешение на их официальный перевод и (или) публикацию в Республике Казахстан от Фонда Комитета международных стандартов финансовой отчетности.

 

 

Статья 17. Консолидированная финансовая отчетность

 

Организации, имеющие дочерние организации, кроме финансовой отчетности по деятельности основной организации, обязаны составлять и представлять консолидированную финансовую отчетность в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

 

 

Статья 18. Отчетный период

 

1. Отчетным периодом для годовой финансовой отчетности является календарный год, начиная с 1 января по 31 декабря.

2. Первый отчетный год для вновь созданной организации начинается с момента ее государственной регистрации по 31 декабря того же года.

 

 

Статья 19. Представление финансовой отчетности

 

1. Организации представляют финансовую отчетность:

1) учредителям (участникам) в соответствии с учредительными документами;

2) органам государственной статистики Республики Казахстан по месту регистрации в органах статистики Республики Казахстан;

3) органам государственного контроля и надзора Республики Казахстан в соответствии с их компетенцией.

2. Финансовая отчетность представляется в национальной валюте Республики Казахстан.

3. Организации представляют годовые финансовые отчеты не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.

4. В пределах срока, указанного в статье 18, учредители (участники) вправе определять сроки представления промежуточной финансовой отчетности и устанавливать иную периодичность, но не реже одного раза в год.

5. Представление консолидированной финансовой отчетности производится в соответствии с пунктами 1-3 настоящей статьи.

6. Организации публичного интереса (кроме финансовых организаций) обязаны публиковать годовую финансовую отчетность в периодических печатных изданиях в соответствии с перечнем, формами, утвержденными уполномоченным органом.

Финансовые организации публикуют годовую финансовую отчетность в порядке, установленном законами Республики Казахстан.

7. По решению Правительства Республики Казахстан может создаваться депозитарий для организаций публичного интереса, которые обязаны сдавать в него финансовую отчетность в порядке, установленном уполномоченным органом.

 

 

Глава 4. РЕГУЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

И ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

 

Статья 20. Государственное регулирование системы

бухгалтерского учета и финансовой отчетности

 

1. Государственное регулирование системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Республике Казахстан осуществляется уполномоченным органом.

2. Особенности государственного регулирования системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в государственных учреждениях, кроме Национального Банка Республики Казахстан, устанавливаются нормативными правовыми актами Республики Казахстан по бухгалтерскому учету и финансовой отчетности для государственных учреждений уполномоченным органом.

3. Государственное регулирование системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Национальном Банке Республики Казахстан осуществляется Советом директоров (Директоратом) Национального Банка Республики Казахстан.

4. Государственное регулирование системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в финансовых организациях и специальных финансовых компаниях, созданных в соответствии с законодательством Республики Казахстан о секьюритизации, осуществляется Национальным Банком Республики Казахстан посредством принятия нормативных правовых актов и методических рекомендаций к ним, а в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан, по согласованию с уполномоченным государственным органом по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций.

5. Уполномоченный орган:

1) обеспечивает формирование и реализацию государственной политики в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности;

2) определяет порядок ведения бухгалтерского учета;

3) принимает нормативные правовые акты Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности;

4) разрабатывает и утверждает национальные стандарты и методические рекомендации к ним;

5) обеспечивает с учетом предложений консультативного органа в случае наличия противоречий законодательства Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности требованиям международных стандартов внесение соответствующих изменений в законодательство Республики Казахстан;

6) разрабатывает и утверждает типовой план счетов бухгалтерского учета;

7) публикует в периодических печатных изданиях национальные стандарты в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

8) взаимодействует по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности с иными государственными органами и профессиональными организациями;

9) рассматривает предложения консультативного органа о разработке проектов нормативных правовых актов Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности;

10) проводит аккредитацию профессиональных организаций, организаций по сертификации;

11) утверждает правила аккредитации профессиональных организаций, организаций по сертификации;

12) утверждает квалификационные требования, предъявляемые к профессиональным бухгалтерам, с учетом рекомендаций консультативного органа;

13) выносит предупреждение профессиональным организациям, организациям по сертификации в случае фактов несоблюдения правил аккредитации;

14) принимает решение о лишении свидетельства об аккредитации профессиональной организации, организации по сертификации;

15) определяет перечень, формы и периодичность представления отчетности профессиональными организациями, организациями по сертификации;

16) публикует в периодических печатных изданиях, распространяемых на всей территории Республики Казахстан, получивших в установленном порядке право официального опубликования нормативных правовых актов, на государственном и русском языках перечень профессиональных организаций, организаций по сертификации;

17) утверждает положение о консультативном органе;

18) определяет порядок представления финансовой отчетности в депозитарий;

19) согласовывает форму сертификата;

20) осуществляет мониторинг и контроль соблюдения законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности и международных стандартов.

6. Национальный Банк Республики Казахстан:

1) для финансовых организаций:

разрабатывает и утверждает по согласованию с уполномоченным органом стандарты финансовой отчетности по вопросам, не урегулированным международными стандартами, а также методические рекомендации к ним;

разрабатывает и утверждает в соответствии с требованиями настоящего Закона нормативные правовые акты Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности, а также типовые планы счетов бухгалтерского учета;

2) для государственных предприятий и юридических лиц, пятьдесят и более процентов акций (долей) или контрольный пакет акций которых принадлежит Национальному Банку Республики Казахстан, устанавливает перечни и формы, соответствующие международным стандартам финансовой отчетности, а также сроки и порядок представления финансовой отчетности;

3) для специальных финансовых компаний, созданных в соответствии с законодательством Республики Казахстан о секьюритизации:

разрабатывает и утверждает в соответствии с требованиями настоящего Закона нормативные правовые акты Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности;

осуществляет контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности и международных стандартов;

4) осуществляет контроль за соблюдением организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций на основании лицензии Национального Банка Республики Казахстан, требований законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности и международных стандартов.

 

 

Статья 21. Негосударственное регулирование системы

бухгалтерского учета и финансовой отчетности

 

1. Консультативный орган создается в форме консультативно-совещательного органа, состав которого утверждается уполномоченным органом по согласованию с Национальным Банком Республики Казахстан, и действует на основе положения о нем.

2. В состав консультативного органа входят представители государственных органов, некоммерческих организаций, субъектов частного предпринимательства, организаций с долей участия государства, государственных предприятий.

3. Консультативный орган вправе:

1) вносить уполномоченному органу предложения по совершенствованию законодательства Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности;

2) вносить уполномоченному органу предложения по пересмотру и разработке методических рекомендаций по применению стандартов финансовой отчетности;

3) участвовать в разработке национальных стандартов и методических рекомендаций к ним;

4) осуществлять взаимодействие с международными организациями в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

4. Консультативный орган обязан:

1) проводить анализ на наличие противоречий законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности требованиям международных стандартов и вносить соответствующие предложения уполномоченному органу;

2) участвовать в разработке нормативных правовых актов Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

5. Профессиональная организация должна отвечать следующим требованиям:

1) наличие в составе профессиональной организации не менее трехсот членов, имеющих подтвержденный опыт работы не менее двух лет в сфере бухгалтерского учета или аудита;

2) наличие утвержденного в соответствии с уставом организации Кодекса этики профессиональных бухгалтеров, соответствующего международной практике и являющегося обязательным для всех ее членов;

3) наличие системы повышения квалификации своих членов;

4) соответствие правилам аккредитации.

С момента выдачи профессиональной организации свидетельства об аккредитации ее состав по истечении одного года с момента ввода в действие части второй статьи 9 должен составлять не менее пятидесяти профессиональных бухгалтеров.

6. Структура и рабочие органы профессиональной организации определяются ее уставом и должны соответствовать правилам аккредитации.

7. Руководитель профессиональной организации избирается на срок не более четырех лет и не может быть переизбран на два срока подряд.

8. Профессиональная организация вправе:

1) осуществлять в отношении своих членов предусмотренные ее уставом и не противоречащие настоящему Закону функции;

2) участвовать в разработке национальных стандартов и методических рекомендаций к ним;

3) участвовать в разработке нормативных правовых актов Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности;

4) анализировать, обобщать и распространять позитивный опыт работы в сфере бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

9. Профессиональная организация обязана:

1) соблюдать законодательство Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности;

2) делегировать членов профессиональной организации в состав консультативного органа в количестве, установленном правилами аккредитации, и обеспечивать их полноценную работу;

3) представлять в уполномоченный орган отчетность о своей деятельности в установленном им порядке;

4) рассматривать запросы по применению международных и национальных стандартов.

 

 

Статья 22. Условия сертификации кандидатов

в профессиональные бухгалтеры

 

1. Сертификация кандидатов в профессиональные бухгалтеры осуществляется организацией по сертификации.

2. Организация по сертификации осуществляет разработку, издание и распространение материалов по программам сертификации кандидатов в профессиональные бухгалтеры, организует экзаменационный процесс.

3. Организация по сертификации должна отвечать следующим требованиям:

1) наличие не зависимой от обучения экзаменационной системы;

2) наличие экзаменационных модулей, включающих обзор законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, системы их обновления;

3) наличие соглашения о взаимодействии с одной или несколькими профессиональными организациями;

4) соответствие правилам аккредитации, утвержденным уполномоченным органом.

Соблюдение требования о наличии соглашения о взаимодействии с одной или несколькими профессиональными организациями обязательно по истечении шести месяцев с момента выдачи свидетельства об аккредитации.

4. Допуск кандидатов в профессиональные бухгалтеры к участию на экзаменах для получения сертификата осуществляется в соответствии с квалификационными требованиями, предъявляемыми к профессиональным бухгалтерам.

5. Лица, сдавшие экзамены, получают сертификат единого образца по форме, согласованной с уполномоченным органом. Срок действия сертификата не ограничен.

Наравне с сертификатом, выданным организацией по сертификации, признаются квалификационные свидетельства (дипломы) профессионального бухгалтера, выданные иностранными институтами, являющимися действительными членами Международной федерации бухгалтеров.

 

 

Статья 23. Лишение свидетельства об аккредитации

 

1. Уполномоченный орган принимает решение о лишении свидетельства об аккредитации профессиональной организации, организации по сертификации в случае, если:

1) в течение установленного правилами аккредитации срока профессиональная организация не делегировала своих представителей в состав консультативного органа;

2) систематически (более трех раз) в течение последних трех лет нарушала правила аккредитации;

3) предоставила заведомо ложную информацию в уполномоченный орган о себе и своей деятельности;

4) не устранила в течение двух месяцев причин, по которым вынесено предупреждение уполномоченного органа или наложены административные взыскания.

2. Профессиональная организация, организация по сертификации вправе обжаловать решение уполномоченного органа в судебном порядке.

 

 

Статья 24. Внутренний контроль

 

1. Организации для обеспечения соблюдения законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, учетной политики, эффективного проведения операций, включая меры по сохранности активов, предотвращению и выявлению случаев хищения и ошибок при ведении бухгалтерского учета и составлении финансовой отчетности, вправе организовывать внутренний контроль.

2. Организацию внутреннего контроля обеспечивает руководство.

3. Контроль государственных учреждений проводится государственными органами в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

 

 

Глава 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 25. Ответственность за нарушение законодательства

Республики Казахстан о бухгалтерском учете

и финансовой отчетности

 

Нарушение законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности влечет ответственность, предусмотренную законами Республики Казахстан.

 

 

Статья 26. Переходные положения

 

1. Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его официального опубликования, за исключением части второй статьи 9, которая вводится в действие с 1 января 2009 2012 года.

2. Документы, подтверждающие квалификацию профессионального бухгалтера и признанные уполномоченным органом, выданные до введения в действие настоящего Закона, действительны.

3. Индивидуальными предпринимателями и организациями, указанными в пункте 3 статьи 2 настоящего Закона, стандарты бухгалтерского учета применяются до введения в действие национальных стандартов.

4. Признать утратившим силу Закон Республики Казахстан от 26 декабря 1995 г. “О бухгалтерском учете и финансовой отчетности” (Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1995 г., № 24, ст. 171; Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1997 г., № 13-14, ст. 205; 1999 г., № 20, ст. 727; 2001 г., № 24, ст. 338; 2002 г., № 12, ст. 116; 2003 г., № 15, ст. 139; 2004 г., № 11-12, ст. 66; 2006 г., № 4, ст. 24; № 8, ст. 45).

 

 

Президент

Республики Казахстан

 

Показать больше

Похожие публикации

Добавить комментарий

Back to top button