С наступлением нового года в Казахстане увеличилось количество «единых операторов» – структур, призванных качественно улучшить ту или иную сферу деятельности. Сразу оговорюсь – речь идет не о технических службах, типа операторов связи, а о фирмах и организациях, получивших монопольное право как на организацию и проведение каких-либо работ, так и осуществление контроля над таковыми.
Сколько именно предприятий и компаний обладает в стране подобным статусом, доподлинно неизвестно. Как выяснилось, подобной статистики попросту не существует. При этом «единые операторы» могут быть созданы практически при любом направлении бизнеса, промышленной отрасли или даже области управления. Любопытно, что единых правил или законов, регламентирующих нюансы учреждения и дальнейшего функционирования этих структур, тоже не разработано; все строго индивидуально и зависит как от непосредственно профиля деятельности, так и фантазии организаторов. Какие-то общие места в учредительной документации безусловно присутствуют, но в основном сводятся к расплывчатым фразам – типа «повышение уровня эффективности» или «степени прозрачности».
Такова в двух словах незамысловатая теория, а вот на практике, как это часто бывает, все может быть гораздо интересней. И вместо обещанной «прозрачности» возникает глухой частокол неприступности и закрытости, а вместо намеченного «повышения эффективности» – откровенная пробуксовка в реализации планов и проектов. Впрочем, более предметно на эту тему мы поговорим чуть позже, а пока взглянем на новичков.
Итак, с первого января в Казахстане начал свою работу единый оператор жилищного строительства (ЕОЖС), который будет отвечать за регулирование предложения жилья по государственным программам. Таковым стало дочернее предприятие холдинга «Байтерек» «Казахстанская ипотечная компания», которая ради такого дела переименовывается в «Казахстанскую жилищную компанию».
Кроме того, в новую структуру вливаются такие подразделения НУХ «Байтерек», как Фонд гарантирования жилищного строительства и «Байтерек девелопмент» (компания, некоторая время тому назад успевшая побывать в эпицентре нескольких крупных скандалов и лишившаяся части своих топ-менеджеров, приговоренных судом к различным срокам лишения свободы за хозяйственные и коррупционные преступления).
Периодически вопросы по степени качества выполненных работ возникали и к другим аналогичным фирмам из числа подразделений квазигосударственного сектора и итоге в сентябре 2019 года в послании «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана» президент страны Касым-Жомарт Токаев обратил на эту сферу особое внимание:
«Квазигосударственные компании зачастую конкурируют между собой на одном поле. В сфере жилищной политики, например, одновременно работают семь государственных операторов, и это только на центральном уровне! Количество государственных компаний можно и нужно сократить…»
Как рассказывали в СМИ руководители НУХ «Байтерек», слова главы государства они встретили с пониманием, провели большую подготовительную работу, изучили сингапурский опыт и в итоге осуществили необходимые слияния и поглощения. Таким образом, ликвидировался и «Байтерек девелопмент» (не только периодически становившийся фигурантом различного рода скандалов, но в последние годы умудрявшийся показывать и многомиллионные убытки), и другие подразделения типа «Казахстанской ипотечной компании (КИК)». Кстати, их хозяйственная деятельность была более удачной. Например, в 2015 году в разгар «колебаний национальной валюты» КИК смог неплохо заработать на операциях с валютой иностранной, добыв для себя два миллиарда тенге, то есть почти половину годовой прибыли. И казалось бы, зачем им муторная, рутинная работа по реализации программа «Доступное жилье-2020», когда прибыль добывается путем валютных операций, а еще часть денег просто «прокручивается» на депозитах, как это выявила проверка Счетного комитета, обнаружившая, что из-за бережного хранения на депозитах 17,3 миллиардов тенге (две трети от всех денежных средств предприятия), часть из них была попросту не освоена на целевые нужды.
В общем, вот из них и был создан новый «единый оператор», который теперь будет отвечать за доступность и качественность квадратных метров для жителей республики. А в качестве дополнительного аргумента его нужности и полезности, указывается, что произойдет экономия общих административных расходов на 40% или 3,4 миллиарда тенге. Наверное, это действительно немало, особенно если вспомнить, что согласно официальной отчетности только в одном 2019 году холдинг «Байтерек» потратил на рекламные и маркетинговые услуги 1,2 миллиарда тенге, командировочные расходы – 946 миллионов тенге, расходы на содержание совета директоров – 928 миллионов тенге, обучение сотрудников – 730 миллионов тенге.
Кстати, согласно информации, озвученной первым вице-министром индустрии и инфраструктурного развития Каирбеком Ускенбаевым, на счетах объединенного единого оператора будет аккумулировано 750 миллиардов тенге. Возможно, благодаря солидному стартовому капиталу новый единый оператор оправдает возложенные на него надежды в более обозримые и осязаемые сроки (в отличие от того же «Байтерека девелопмента», который согласно своей стратегии развития намеревался стать «эффективным институтом работающим на основе лучших практик и содействующим устойчивому развитию строительной отрасли» лишь к 2023 году…)
Еще одним январским пополнением в «единооператорском полку» стало ТОО «Exirius», зарегистрированное в режиме льготного налогообложения через международный технопарк IT-стартапов «Astana Hub». И в отличие от очередной трансформации «байтерековских» дочек, этот оператор будет заниматься принципиально новым для страны делом, а именно – обеспечивать работу Центра учета ставок (ЦУС), призванного взять под контроль казахстанский игорный бизнес и целом и его букмекерское ответвление в частности.
Предпосылки для появления новой структуры были обозначены еще во время прошлогоднего принятия поправок в закон «Об игорной деятельности». Согласно расчетам экспертов, ежегодный оборот букмекерских контор и тотализаторов в Казахстане оценивается примерно в 600 миллиардов тенге. По данным Министерства культуры и спорта, в прошлом году участники рынка выплатили в бюджет 16,5 миллиардов тенге налогов. То есть, видимый фискальным органам оборот в отрасли не превышает 170 миллиардов тенге, а остальная часть денег, очевидно, находится в «серой зоне». С этим, собственно, и призван бороться созданный по модели государственно-частного партнерства ЦУС, который отныне будет следить за ставками, для чего всем игрокам необходимо зарегистрироваться, подтвердив свою личность и предоставив необходимые документы. В дальнейшем все платежи (как ставки, так и возможные выигрыши) будут проходить через систему, контролироваться и таким образом появится возможность точно определять будущие налоговые отчисления. Кстати, само ТОО «Exirius», также будет иметь прибыль в виде комиссии с букмекерских контор в размере четырех процентов от их оборота. Теперь можно опять посмотреть на изначальные цифры и прикинуть – какую маржу поднимет новоиспеченный единый оператор, при том что из-за льготного режима регистрации КПН со своей прибыли сам он платить практически не будет.
Вполне понятно, что сами участники рынка с этим категорически не согласны и упирают на то, что подобную электронную систему вряд ли было возможно создать и настроить в столь короткое время. Кроме того, их смущает необходимость выплачивать часть средств частной фирме с физическими учредителями и, наконец, в своих доводах они ссылаются на нарушение антимонопольного законодательства, так как ЦУС и стоящее за ним ТОО «Exirius» становятся фактическим монополистом на рынке контроля и сбора денег с оборота игорного бизнеса. В дальнейшем они предрекают коллапс всей букмекерской системы страны и намерены отстаивать свои позиции в суде…
Как видим, понятие «единый оператор» в Казахстане может быть весьма разносторонним. Поэтому, наверное, будет интересно хотя бы бегло взглянуть – кто еще обладает в стране эти гордым статусом и какие функции осуществляет?
Вообще, понятие «единый оператор» стало прочно укоренятся в казахстанском бизнес-лексиконе примерно с 2010 года. В те времена на уровне правительства был поднят вопрос о том, что в стране нет единого газового рынка, который «является очень сильно разорванным на определенные районы, привязанным к источникам поставок», и было предложено наделить АО «КазМунайГаз» соответствующим статусом и полномочиями, которые «позволят КМГ скоординировать развитие газового рынка страны и четко планировать, где какие трубопроводы, где какие распределительные системы будут строиться, кто будет потребителем газа».
Чуть позже вполне логично такие же решения были приняты и по другим стратегическим отраслям, в результате чего единым национальным оператором электросетей стало АО «KEGOC», единым оператором в области железнодорожных перевозок была определена НК «Казахстан темир жолы», функции единого оператора по транспортировки нефти было предложено предоставить «КазТрансОйл» и так далее.
Затем, если говорить несколько упрощенно, на некоторое время наступило затишье и вторая волна «единого операторства» выплеснулась уже после 2014 года, когда, например, появились единый национальный оператор по управлению автомобильными дорогами, созданный в виде АО с государственным участием при Комитете автомобильных дорог Министерства индустрии и инфраструктурного развития, а затем и целая вереница различных единых операторов рангом поменьше. В частности, возникшее в 2015 году ТОО «Транспортный холдинг города Алматы», внедрившее электронную систему оплаты «ONAY». Примерно в это же время появилось и еще одно ТОО – «Алматы спецтехпаркинг сервис», которое стало ведать системой платных парковок и штрафных стоянок в городе, постепенно вытесняя с рынка остальных участников этого бизнеса.
С самого начала некоторые наблюдатели выражали недоумение тем, что система фактически находится в частных руках, ведь 70%-ной долей в ТОО «Алматы спецтехпаркинг сервис» владеет ТОО «RR2» (среди владельцев которого, значится известный бизнесмен Кайрат Боранбаев), а 30% находятся в ведении Управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Алматы. Еще более эксперты стали недоумевать после того, как осенью 2018 года акимат попытался продать эту долю на аукционе и победителем чуть было не стала никому неизвестная фирма ТОО «Управляющая компания Project», созданная буквально накануне торгов (впрочем, аукцион после вмешательства прокуратуры и последующего судебного процесса впоследствии был признан несостоявшимся).
Тем не менее, постепенно становилось понятно, что термин «единый оператор» может применяться не только к традиционным стратегическим отраслям, но и прикладываться к совершенно различным граням хозяйственной деятельности.
Ярким примером нового подхода к системе единого операторства, в частности, можно считать появление в 2017 году единого оператора в лотерейной области. Как и в случае с букмекерами, сначала в апреле 2016 года был принят закон «О лотереях и лотерейной деятельности», а затем, на свет появилось частное АО «Сәтті Жұлдыз», которое впоследствии и было определено единым оператором лотереи в Республике Казахстан, причем вне всякого конкурса.
Деятельность остальных участников (а таковых насчитывалось 85) была приостановлена, а имеющиеся у них лицензии отозваны.
Тогда же было подсчитано, что годовой оборот лотерейного рынка в стране составляет порядка 18 миллионов долларов и нового оператора обязали «ежеквартально направлять на развитие спорта не менее 10 процентов от разницы между выручкой от реализованных лотерейных билетов, квитанций или иных документов, зарегистрированных лотерейных ставок и призовым фондом».
Присматривать за этими процедурами было назначено управление координации игорного бизнеса и лотерейной деятельности Комитета по делам спорта и физической культуры Министерства спорта и культуры.
Что же касается самого АО «Сәтті Жұлдыз», то согласно программным документам, его целью являлось «завоевание доверия рядовых казахстанцев, которым предлагаются лотерейные продукты международного уровня с высокими призовыми фондами. Компания уделяет огромное значение формированию в обществе соответствующего отношения к игре, которое на развитых мировых лотерейных рынках именуется – «ответственное отношение к игре» (Responsible Gaming) и является неотъемлемой частью государственной политики регулирования данной отрасли экономики»…
Как и в случае с букмекерами, сначала на лотерейном рынке поднялся шум недовольства, но затем бывшие участники с положением дел смирились, а на вопросы журналистов, кто именно стоит за столь удачливым АО, многозначительно поднимали глаза вверх. В качестве же последнего штриха, можно упомянуть и тот факт, что, несмотря на все льготы и преференции, АО «Сәтті Жұлдыз» довольно долго не могло показать желаемый результат своей хозяйственно-лотерейной деятельности и оправдать возложенные на него надежды, но это уже, как говорится, другая история…
Вообще, как мы уже убедились, система «единого операторства» может возникать в самых неожиданных местах. Например, в спорте. Или конкретнее – в деле обеспечения финансирования такового. Так, в декабре 2019 года были приняты изменения и дополнения в некоторые законодательные акты по вопросам физической культуры и спорта. В числе предложенных новаций помимо ужесточения антидопинговых правил значилось и создание единого оператора, реализующего политику по оказанию спонсорской помощи в области физической культуры и спорта. А если точнее, ведающего распределением внебюджетных денежных средств, поступающих от добровольных взносов и пожертвований, дивидендов и «иных не запрещенных законом поступлений». Инициатором создания такой структуры выступило Министерство культуры и спорта, которое затем разработало «правила определения единого оператора по распределению внебюджетных денежных средств, направленных на развитие физической культуры и спорта», зафиксировало их правительственным постановлением и торжественно объявило в республиканских СМИ о проведении соответствующего конкурса.
А вот не менее широко и торжественно проинформировать о его результатах почему-то забыло. Единственное упоминание о том, что такой оператор все-таки определен прозвучало в виде одной фразы во время отчетного доклада министра культуры и спорта Актоты Раимкуловой 5 июня 2020 года. Причем, без всякой конкретики и подробностей.
Немного отвлечемся от основной темы и отметим, что, судя по отчету министра на пленарном заседании Мажилиса в декабре прошлого года, озвучивание каких-либо подробностей и точных данных, вообще не самая сильная ее сторона.
В частности, председатель Мажилиса Нурлан Нигматулин попросил министра уточнить, какова общая сумма направляемых на спорт из государственных, местных исполнительных органов и квазигосударственного сектора? Причем, этот вопрос спикеру палаты парламента пришлось задавать несколько раз и проявить определенную твердость для получения ответа.
– На сегодняшний день общий бюджет профессиональных спортивных клубов составлял 55,5 миллиардов тенге… Вообще, на спорт выделяется в этом году 160 миллиардов тенге, – ответила министр.
Чуть позже, перепроверив данные, озвученные министром, вездесущие эксперты выяснили, что в них вкралась небольшая неточность и на самом деле, спортивный бюджет страны составляет почти 171 миллиард тенге. В принципе, по большему счету здесь речь идет лишь о технической ошибке, так как, судя по всем, министр ориентировалась на старые бюджетные данные, а в августе прошлого года на некоторые программы выделялись дополнительные средства. Короче, как бы там ни было, но председатель Мажилиса тогда в данных министра тоже усомнился, а заодно попросил более четко разделять между собой источники финансирования и правильно их классифицировать (это произошло после того, как министр сообщила о том, что на профессиональный спорт деньги из республиканского бюджета не выделяются и он финансируется исключительно за счет местных бюджетов и спонсорских средств):
– Подождите. Вы не называйте спонсорскими деньги квазигосударственного сектора. Это не спонсорские деньги, это государственные деньги. Вот о чем речь. Вы прячетесь за эту цифру, за эту вывеску. Спонсорские – это спонсоры, а деньги квазигосударственного сектора – это деньги государства. Глава государства четко об этом в Послании расписал. Вам просто персонально, что называется, прилетело это поручение. Расскажите, сейчас вас слышит вся страна, – предложил главе ведомства Нурлан Нигматуллин.
В общем, наверное, для того, чтобы, наконец, более четко разобраться в бюджетности и внебюджетности тех или иных средств и был создан единый оператор по их накоплению и распределению.
Как удалось выяснить, таковым стал Фонд поддержки индустрии и спорта, учредителем которого, в свою очередь выступило АО «Казспортинвест». Это акционерное общество, в свое время было создано на базе другого АО – «Исполнительная дирекция Организационного комитета 7-х зимних Азиатских игр 2011 года», о существовании которого в настоящее время особо вспоминать не любят, так как его деятельность завершилась чередой бурных скандалов, громких судебных процессов и основательных посадок некоторых видных функционеров. Впрочем, и самому АО «Казспортинвест» судя по всему существовать осталось недолго, ибо в декабре прошлого года профигурировала информация о том, что государственный пакет АО «Казспортинвест» будет передан в оплату акций АО «Национальная компания «Kazakh Tourism». В целях оптимизации, конечно же. Ну а уж как эти слияния и поглощения скажутся на работе фонда с внебюджетными средствами, мы, возможно, узнаем только после первых отчетных периодов. Ведь пока что о деятельности этой структуры не известно практически ничего…
Еще в прошлом году в стране появился новый единый оператор в области здравоохранения. Таковым стало некоммерческое акционерное общество «Turar Healthcare», наделенное полномочиями по реализации инвестиционных проектов и проектов государственно-частного партнерства.
Функций у него достаточно много, причем весьма разносторонних:
Осуществление деятельности, направленной на создание и функционирование клиник организаций образования в области здравоохранения.
Привлечение инвестиций и заимствований для целей проектирования, строительства, реконструкции, ремонта, содержания и обслуживания объектов здравоохранения;
Реализация проектов в области здравоохранения, в том числе инвестиционных проектов и проектов государственно-частного партнерства;
Координация работ по проектам строительства, реконструкции, ремонта, содержания и обслуживания объектов здравоохранения, в том числе по проектам государственно-частного партнерства и концессии;
Деятельность по апробации, внедрению и осуществлению трансферта инновационных медицинских технологий в медицинские организации и организации образования в области здравоохранения;
Участие в проведении доклинических (неклинических) и клинических исследований лекарственных средств и медицинских изделий.
Ознакомившись с будущими обязанностями и возможностями «Turar Healthcare», эксперты и наблюдатели тут же возвели его в ранг очередной мощной квазигосударственной структуры, эффективность работы которой, целиком и полностью будет зависеть как от квалификации его менеджеров, так и степени общественного контроля и прозрачности. А судя по всему, с этим возникли проблемы уже на самом раннем этапе. Наблюдательные журналисты подметили, что соответствующее постановление о создании АО «Turar Healthcare» можно найти лишь в негосударственных источниках информации (например, на портале «Nomad»), а вот ни в официальной прессе, ни даже на сайте премьер-министра страны, этот документ, к сожалению, не фигурирует. Предыдущие и последующие постановления есть, а именно это опубликовать почему-то забыли. Возникло даже предположение, что сделано это специально, дабы не привлекать к новой структуре излишнего внимания извне, но, безусловно, это всего лишь версия. Которая, конечно же, может оказаться ошибочной…
Ведь вопрос, судя по всему, идет о сносе 40 больниц по всей территории республике и строительстве вместо них то ли 16, то ли 20 новых. Причем строительный подрядчик будет потом их оператором. А это, кстати, не просто очень большие деньги, но и полное переформатирование системы национального здравоохранения, ибо если прежние больницы были – пока – государственными, а каковыми будут эти самые новые и современные – сказать сложно.
Безусловно, в рамках одного обзора изучить деятельность многочисленных казахстанских единых операторов будет попросту невозможно. Поэтому, думаю, к этой теме мы будем еще неоднократно возвращаться в будущем. Тем более, что и процесс их создания по- прежнему не стоит на месте. Например, в этом году нас ждет появление «единого оператора военной инфраструктуры». Полное его название будет звучать приблизительно так: «Единый оператор по ремонту, содержанию и эксплуатации объектов инфраструктуры ВС и по оснащению, обслуживанию технических средств охраны на оборонных объектах». А в его функциональных обязанностях, помимо всего прочего запланировано: «частично исключить проникновение в армейскую среду деструктивных сил под видом коммерческих структур; сократить расходы бюджетных средств на содержание личного состава, обслуживание технологического оборудования инфраструктуры; исключить привлечение личного состава воинских частей и учреждений к выполнению несвойственных задач; снизить риски коррупционных нарушений для организаторов проведения конкурсов».
Насчет последнего, это действительно важно, так как от судебных процессов над коррупционерами в погонах у общества уже похоже появилась некоторая усталость (последний судебный процесс на эту тему, кстати, состоялся в декабре прошлого года, когда к пяти годам лишения свободы был приговорен экс-начальник департамента кадров и военного образования Минобороны генерал-майор Копбаев). Так что, если новый единый оператор таки поможет снизить уровень коррупции в воинских рядах, то этому можно будет только откровенно порадоваться. Или, наоборот, огорчиться, если подобные усилия в очередной раз окажутся тщетными. Но в любом случае, тема единого операторства будет по возможности раскрываться нами и впредь. Уж больно много в ней интересных нюансов, заслуживающих самого пристального внимания общественности.