Аудиторская фирма Deloitte обвиняется автодилерами Honda в двойной игре, которые утверждают, что Deloitte использовал конфиденциальную информацию, полученную в ходе аудита их франшиз, чтобы помочь японскому автопроизводителю сократить выплаты им после масштабной реструктуризации онлайн-продаж автомобилей. Об этом сообщает Australian Financial Review.
Дилеры не только подают в суд на Honda Australia за ущерб, связанный с внезапным расторжением их долгосрочных соглашений, но и подвергают сомнению этичность Deloitte.
Консалтинговый сектор все еще не оправился от скандала с PwC, когда его партнеры использовали конфиденциальную информацию правительства, чтобы помочь глобальным технологическим клиентам избежать налоговых обязательств.
«Они использовали наши собственные цифры против нас. Делойт работал с нами, но он также работали против нас», – сказал Марк Авис, совладелец дилерского центра Astoria Brighton на юге Мельбурна.
Honda Australia и ее дилеры прошли через трудный процесс переговоров по поводу того, сколько платить франчайзи дилерам, которые больше не обязаны продавать автомобили в рамках новой модели централизованных онлайн-продаж.
В 2019 году Honda представила свой новый онлайн-портал, в результате – дилерские центры превратились в простые автосалоны.
Это ситуация похожа на случай Mercedes-Benz в начале года, когда более 80 дилеров проиграли судебный иск о возмещении 650 миллионов долларов, которые, по их мнению, были потерянными инвестициями в их предприятия и недвижимость.
Конфликт интересов?
Deloitte Motor Industry Services (подразделение Deloitte Australia) выступало ключевым консультантом Honda и Mercedes-Benz на протяжении всего процесса онлайн-реструктуризации.
Тем не менее, она одновременно была партнером по аудиту и налогам для сотен франчайзинговых дилерских центров Honda по всей Австралии, проработав с некоторыми из них 40 лет.
Дилеры утверждают, что партнеры Deloitte использовали ежемесячную информацию о прибыли и продажах, полученную в ходе их аудита, чтобы помочь Honda Australia минимизировать компенсацию.
По данным Australian Financial Review, некоторые партнеры Deloitte были настолько обеспокоены конфликтом интересов, что подали в отставку.
Аналогичные проблемы честности возникли на переговорах в Mercedes-Benz. В прошлом году судебное дело показало, что Deloitte получала банковские комиссионные от австралийских дилеров, а также работала с немецкой материнской компанией над их реструктуризацией.
Представитель Deloitte опроверг это заявление, заявив, что вся информация, полученная в результате аудита дилеров, подпадает под обязательства конфиденциальности и не используется для других целей.
Другие местные франчайзи возбудили судебные иски против Honda, утверждая, что их заставили согласиться на заниженную оценку предприятий, оборот некоторых из которых превышал 100 миллионов долларов в год.
Покупка доверия дилера
Deloitte получила около 300 клиентов – автомобильных дилеров в 2007 году, когда купила сиднейскую консалтинговую фирму Horwath, занимавшейся аудитом и налогообложением дилерских франчайзи, связанных с Honda и Mercedes-Benz.
На тот момент у Deloitte уже были долгосрочные международные контракты с Mercedes-Benz и BMW на миллионы долларов в год. Для сравнения, соглашения об аудите с местными дилерами были крошечными: их стоимость составляла от 50 000 до 200 000 долларов в год.
«Эти деловые отношения диаметрально противоположны», – сказал один из инсайдеров, пожелавший остаться неизвестным.
«Выигрыш одной стороны был проигрышем для другой. Если производители получили некоторую валовую прибыль, дилеры ее потеряли. И наоборот».
Модель онлайн-продаж Honda была представлена всего через год после того, как все ее дилеры подписали новые пятилетние соглашения, и Honda согласилась выкупить акции дилеров.
Г-н Авис был одним из этих дилеров, и в его иске говорилось, что Deloitte была нанята Honda и оказывала «жестокое давление» на дилеров, чтобы те приняли предложения компании.
Он утверждал, что, несмотря на давние рабочие отношения с Deloitte, фирма использовала свое многолетнее понимание работы дилеров, чтобы принудить их подписать соглашения с низкой стоимостью.
«Предложения были ужасающе низкими», – сказал он. «У них были данные за все годы нашей работы, они выбрали худший год и сделали на его основе предложение. Это было позорное злоупотребление нашим доверием».
Это обвинение было также выдвинуто дилерами Mercedes-Benz, которые заявили суду, что Deloitte «замаскировала» ущерб, который реструктуризация нанесет дилерам.
В электронных письмах, опубликованных Financial Review, говорится, что партнер Deloitte инструктирует владельца нескольких дилерских центров Honda, понуждая принять предложение для их бизнеса, грозя, что Honda будет требовать от дилера возмещения расходов, если он попытается передать дело в суд.
Агрессивная тактика Deloitte против своих клиентов от имени других клиентов также обсуждалась в ходе расследования Сената в 2020 году.
«Мы получили сообщение о запугивании со стороны Deloitte, в котором упоминается «толстый кошелек» […] Увидимся в суде. Мы тебя обгоним. Мы продержимся дольше тебя. Лучше принять это или оставить», – процитировала сообщения сенатор Дебора О’Нил партнеру Deloitte во время слушаний в комитете.